Введение в Гностическую Мессу
Тау Апирион
Алистер Кроули написал Liber XV, Гностическую Мессу, в 1913 году в Москве, год спустя после того, как Теодор Ройсс назначил его в степени X° возглавлять Британское Отделение О.Т.О.. Согласно В.Б. Кроу, он написал ее «под влиянием литургии в русском Соборе Василия Блаженного». Кроули публиковал Гностическую Мессу трижды: в 1918 году в The International, в 1919 году в журнале «Равноденствие» (The Equinox), Том 3, №1 («Голубое Равноденствие»), и в 1929-1930 годах - в Приложении VI к «Магии в Теории и Практике» (Magick in Theory and Practice ("MTP")). Теодор Ройсс опубликовал немецкий перевод Мессы в 1918 г. Есть сообщения, что Джейн Вульф участвовала в службе Гностической Мессы с Кроули в Чефалу, но первая публичная служба Гностической Мессы зафиксирована в воскресенье, 19 марта 1933 года, провели ее Уилфред Смит b Реджина Кахл в Голливуде, шт. Калифорния.
Кроули пишет в главе 73 «Исповеди» (Confessions):
В течение этого периода (летом 1913 г – прим. Т.А.) полная интерпретация главной мистерии масонства стала мне ясна, и я выразил ее литературно в «Корабле» (‘The Ship’). Лирическая кульминация, в некоторых отношениях, мое высшее достижение в инвокации. На самом деле, начало хора:
О, Ты, кто есть Я, и превыше всего, что я есть…
показалось мне достойным стать гимном в Ритуале Гностической Католической Церкви, который, спустя год, я приготовил для O.T.O. как главную церемонию публичных и тайных служб, соответствующих Мессе Римской Католической Церкви.
Пока я занимался этим, я смог так же закончить выработку ее основной идеи. Человеческая природа требует, в случае большинства людей, удовлетворения религиозных инстинктов, и, во многих случаях, лучше всего это может быть реализовано церемониальными средствами. Я, таким образом, решил построить ритуал, через который люди могли бы войти в состояние экстаза, как они всегда это делали под влиянием соответствующих церемоний. В последние годы наблюдалось все больше и больше неудач в этом, ибо существовавшие культы претили их интеллектуальным убеждениям и здравому смыслу. Так как их мысли порицали их энтузиазм, они не способны были вступить в союз своей души с душой вселенской, как венчающийся жених, притом, что ему в его любви постоянно напоминали, что подобные обязательства интеллектуально нелепы.
Я решил, что мой Ритуал должен отмечать возвышенность деяний высших сил без внедрения спорных метафизических теорий. Я бы никогда не заявил, даже намеком, на любое утверждение о природе, которое не было бы одобрено даже самым заядлым ученым материалистом. В общих чертах это может выглядеть сложным, но на самом деле я нашел это идеально простым - совместить наиболее строгие рациональные концепции явлений с наиболее возвышенным и восторженным торжеством их величественности.
Слово «Месса», согласно Римской Католической Церкви, происходит от латинского Missa, “освобождение”, из фразы, используемой завершение некоторых старых служб, «Ite, missa est», (“Идите, свободны”). Несмотря на происхождение названия, евхаристическая церемония Мессы берет начало не в христианстве, и вовсе не является исключительным свойством любой отдельной религии. Кроули признавал в Римских и Православных церемониальных службах замысловатые и прекрасные образцы глубокой символической традиции, проблескивающие под твердым слоем религиозной схоластической догмы.
Евхаристический ритуал, составляющий основу мессы, намного древнее христианства; фактически, некоторые протестантские теологи указывают, что месса и ее символические составляющие наглядно свидетельствуют о деградации католической церкви под влиянием «идолопоклоннических» языческих обычаев и доктрин. Вот лишь некоторые из многих примеров: круглые облатка и дискос, объединенные с серебряным полумесяцем потира как очевидные символы Солнца и Луны, алтарный крест как объект поклонения (Омфалос, Лингам или Священное Древо); крестильная купель как священный источник; литания святых как заклинание духов предков; и сама евхаристия как отголосок человеческого жертвоприношения.
Некоторые доисторические тотемные культы, исходя из пережитков, наблюдаемых в некоторых современных тотемных культах, могли вызывать чувство социального единства через ритуальные пиры, особенно пиры, в которые включалось потребление тотемного животного или растения. Магия, которая переплетала судьбы членов тотемного социума с судьбой тотемного животного или растения, также переплетала жизни членов тотемного общества.
Чувство общей цели, или общего Духа Магии, становилось в некоторых тотемных культах таким сильным, что начинало принимать форму собственной неповторимой индивидуальности, с собственными атрибутами и даже собственной личностью. Иногда оно могло близко отождествляться с личностью конкретного добродетельного и могущественного героя или шамана, тождество с которым будет помниться и после смерти героя. Герой, почитаемый Духом, окончательно не умирал до тех пор, пока сам культ был жив. Он становился богоподобным человеком, гибридом между человеческим видом и силами природы, полностью человеком - и уже полностью богоподобным, тем, кто мертв и жив, кто, следовательно, возобладал силой над смертью и жизнью.
Ранний культ Диониса, который мог развиться тем же путем из ритуалов тотемного общества, включал в себя распитие вина и потребление сырого мяса священного животного в ритуале, называвшемся Омофагия. Животное - либо бык, либо олень, либо козел, все, что посвящены Дионису в разных местностях, - ритуально разрывалось в честь разделения Диониса-Загрея, сына младенца Зевса, руками Титанов.
Мясо, употребляемое в дикой Оргии жрецов Вакха, не было, однако, просто мясом убитого животного. Во-первых, это было животное, которое посвящено Богу (то есть тотемное животное), и таким образом разделявшее жизненную природу Бога. Во-вторых, животное церемониально проходило через собственное, наиболее характеризующее Бога, испытание. Пройдя через этот ритуал симпатической магии, животное считалось получившим полную тождественность с Богом. Считалось, что его мясо, таким образом, стало истинным мясом Диониса. Вино было также посвящено Дионису, и разделяло его сущность тем же самым, тотемным образом. Когда жрецы Вакха потребляли мясо и вино, они потребляли истинное тело и кровь их Бога. Смешивая тело Бога со структурой их собственных личных тел, они достигали интеграции Духа Бога в структуру их собственных индивидуальных Душ. Это давало им не только доступ к мощи Магии Бога, но и сильное чувство общности с их собратьями Жрецами, кои были вдохновлены тем же самым божественным Духом. (Такая же магия была у древних персов - они потребляли божественный напиток Хаому, и у ведических арийцев - Сома).
Со временем, из-за обмена с другими культурами, такими, как египетская, малоазиатская и финикийская, греческая культура стала более изящной и сложной. Изначальный культ Диониса сохранился потому, что сам тоже поддавался эволюции и развитию.
Орфики (чей расцвет пришелся на VI век до н.э.) приняли религию Диониса, как свою собственную. Они умерили свирепость ее ритуалов, и использовали эти очищенные ритуалы, чтобы выразить аллегорически философские учения своей спасительной религии. Будучи аскетами и вегетарианцами, они заменили кровавую Омофагию священным бескровным причастием выпечкой, сделанной из муки и меда, в память об убитом сыне Бога. Учения орфиков, сохраненные в Орфических Гимнах и развитые в греческих Мистериях, и учение наиболее известного из основателей орфиков, Пифагора, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие эллинской религии и философии, в частности неоплатонизма и гностицизма. Так они присоединились к той успешной высокоразвитой синкретичной религии, известной как христианство.
Слово «гностик» - греческое слово, означающее «относящийся к знанию». Оно часто используется в отношении группы религиозных систем раннего христианства, которые развивались в культурном, религиозном и философском котле Восточной Римской империи в течение первого века н.э. и распространялись в первую очередь из Александрии, в Египте. Общественно известные под названием гностицизм, эти системы считались еретическими для развивающейся христианской теократии — они пытались соединить иудейское христианство с греческой философией, египетской магией, и другими элементами. Такие системы имеются в учениях Симона Мага, Василида, Валентина, Вардесания и Маркиона, а так же у групп, известных как сетианцы и наасены. Термин «гностический» может быть использован так же в отношении других религиозных систем, которые, хотя и являются нехристианскими, разделяют многие взгляды христианских гностиков. Среди таковых была религия орфиков, а так же герметические учения египетской секты Поймандров и манихейская религия, и религия мандеев на юге Ирака.
Для сравнения разнообразных структур гностического строения мы рассмотрим несколько общих идей:
• символический и практический синкретизм;
• космогония, в которой Материальное отделено от Духовного серией эманаций, или Эонов, с космосом, берущим начало в «смеси» Духовного и Материального;
• варьируемые степени антикосмических настроений: обесценивание существующего мира и материальной сущности, выраженное либо в аскетизме, либо в разврате;
• доктрина о сущностной божественности человеческой души;
• система освобождения через мистицизм и личное просвещение, которое представлено сотериологией «Вернувшегося спасителя»; и
• эсхатология, делающая акцент на конечном разделении спасенных Душ от Материи и их возвращение в чистейший Дух.
Многие, но не все гностические системы ставили Истинного Бога над Богом, почитаемым большинством человечества. Этот низший Бог часто изображался высокомерной тиранической силой, не знающей собственного происхождения и пределов. Некоторые из Гностических систем характеризовались акцентом на обожествленном женском дополнении к фигуре Христа, которая чаще всего была известна как София, Елена, Эннойя или Барбело.
Элитарность большинства гностических систем привела к их окончательному вымиранию. На смену им пришли более популистские и активные «ортодоксальные» системы - христианство, ислам и зороастризм; и многие из оригинальных записей гностиков были систематично уничтожены. Однако же, некоторые сохранились, более всего Герметический свод, "Askew Codex," "Кодекс Брюса", "Кодекс Акима", библиотека Наг Хаммади, а также сохранившиеся записи манихейцев и мандеев. Куда больше информации по доктринам и верованиям различных форм раннего гностицизма было передано записями ранних христианских анти-еретических писателей, таких как Юстиниан Мученик (ок.100 - ок.165 гг. н.э.), Ириной Лионский (ок.100 – 203 гг. н.э.), Климент Александрийский (ок.155 - ок. 210 гг. н.э.), Тертуллиан Карфагенский (ок.155 - ок. 230 гг. н.э), Ипполит Римский (170 – 235 гг. н.э.), и Епифаний Саламийский (315 – 403 гг. н.э.), последний является менее надежным источником по сравнению с остальными.
В дополнение к своему проникновению через литературу, гностическое течение, судя по всему, проложило свой путь через средние века в некоторых отдельных направлениях традиции. Герметический Гнозис был объединен в аллегорическую науку Алхимии. Египетский Гностицизм повлиял на еврейский Хекалот и Меркабу, мистицизм которых в дальнейшем развился в Каббалистику. Маркионитский и, возможно, манихейский Гнозис был сохранен павликанами в Армении и, быть может, повлиял на богомилов в Болгарии, которые, в свою очередь, помогли основать катарскую или альбигойскую секты на юге Франции в 12-м веке. Катаризм в дальнейшем повлиял на развитие средневековой Еврейской Кабалистики, а также на рыцарские легенды о Святом Граале, и объединился с эзотерическими Исламскими идеями (с их собственным Гностическим и/или Неоплатоническим влиянием) в неортодоксальное христианство рыцарей Тамплиеров. Каббалистика, Герметизм и Тамплиеры объединились в Розенкрейцерство и Масонство, которое послужило основой для O.T.O., Герметического Ордена «Золотой Зари» и A:. A:. Валентинианский гнозис плавно перетек в структуру и священные ритуалы Римской Католической Церкви.
Открытия некоторых гностических рукописей, Elenchos Ипполита, и некоторые катарские документы вдохновили французское Гностическое возрождение в конце XIX века. Французское Гностическое возрождение смешало составные части учений Тамплиеров, Розенкрейцеров, Христианской церкви и исторический Гностицизм в попытке построить Независимую Гностическую Церковь, одним из результатов чего было основание нашей собственной Гностической Католической Церкви.
Объединение Гностической Католической Церкви и О.Т.О., таким образом, - слияние многочисленных Гностических течений в одну церковь – церковь, которая должна была достигнуть окончательной реализации установления последнего и самого динамичного Гностического течения, Закона Телемы, которое было введено в О.Т.О. и Гностической Католической Церкви Мастером Терионом.
Создавая Liber XV, Кроули попытался раскрыть утаенные гностические традиции, скрытые в церемонии Мессы, освободить их от связи со схоластическими теориями и догмами христианства, показать фундаментальную преемственность между древней традицией Мудрости и современными откровениями, и высвободить философию Телемы.
Перевод: © Бастет
Редакция: Fr. Taavat Haor, Sr. Retenu
Copyright © 1997 Ordo Templi Orientis U.S.A.
© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.