Введение в «Мистическую Гептархию»

Скотт Стенвик

В отличие от описаний Сторожевых башен и Эфиров, Гептархия имеет много общего с другими гримуарами эпохи Возрождения. Магические операции, описанные в трактатах этого периода, состоят из двух основных этапов. Вначале маг должен отождествить свое индивидуальное сознание с сознанием божественным (в ренессансной традиции здесь всегда подразумевается иудео-христианский Бог). Достигнув этого тождества, маг  получает право и возможность повелевать духами, опираясь на божественную власть, имена силы и сигилы той конкретной сущности, которую он желает заклясть. Одна из самых употребительных символических систем в ренессансной магии — последовательность семи планет; она и легла в основу гептархической системы ангелов. Каждому  дню недели в этой системе соответствуют свой Король и Князь; кроме того, особые Король и Князь управляют всей системой в целом. В общей сложности это дает шестнадцать ангелов, каждого из которых можно призвать по имени с теми или иными целями.

Храмовая утварь, которую было предписано изготовить Джону Ди, далеко превосходит по сложности инструментарий, описанный в других гримуарах этого периода. Священный Стол имеет кубическую форму: его квадратная столешница со стороной в три фута опирается на четыре ножки в три фута длиной. Стол этот полагалось изготовить из «прекрасного дерева»; некоторые полагают, что под этим выражением подразумевался кедр. Столешницу следовало окрасить в желтый цвет и изобразить на ней чертеж: кольцо, заполненное ангельскими буквами и заключающее в себя большую гексаграмму, в центре которой помещалась сетка 3х4, также заполненная ангельскими буквами. Посередине стола располагалась Sigillum Dei Aemeth — «Истинная Печать Бога». Она представляла собой восковой диск диаметром в 9 дюймов и приблизительно в дюйм толщиной; на лицевой ее стороне было вырезано сложное изображение, включавшее в себя имена силы (в том числе — имена архангелов планет), геометрические фигуры (пентаграмму и гептаграмму) и круговую последовательность букв и чисел, содержавшую в зашифрованном виде еще несколько имен. На оборотной стороне Печати помещались простой крестообразный чертеж и слово силы AGLA.

Помимо этой большой, девятидюймовой Печати, полагалось изготовить четыре ее копии вполовину меньшего диаметра и подложить их под ножки стола. На практике это означало, что ножки стола были на дюйм короче трех футов: тогда вместе с печатями-подпорками они достигали как раз нужной длины. Вокруг большой Печати на столе размещались семь планетных талисманов, именуемых Знаменами Творения. Джону Ди было предписано изготовить эти талисманы из очищенного олова и выгравировать на них определенные буквы. Во время одного из более поздних ясновидческих сеансов ему было сказано, что планетные талисманы можно с таким же успехом и просто начертить на столе, использовав синюю краску для линий и красную — для букв. Годился любой из этих двух вариантов, но работа с металлическими талисманами, на мой взгляд, лучше согласуется с духом ренессансных гримуаров.

Пол храма следовало покрыть квадратным ковром из красного шелка, со стороною в шесть футов. Поверх стола, Печати и Знамен помещался еще один покров шесть на шесть футов — из «переливчатого шелка, красного с зеленым». И, наконец, поверх этого покрова, в центре большой Печати, предписывалось расположить магический кристалл, или «ясновидческий камень». Он представлял собой небольшой хрустальный шар в оправе и на подставке. Согласно некоторым авторам, Ди и Келли в дополнение к нему использовали обсидиановое зеркало (хранящееся в коллекции Ди в Британском музее), но подтверждений этому в дневниках не встречается.

Затем маг, желающий работать по системе Гептархии, должен был облачиться в простую мантию из белого льна, надеть ламен и золотой перстень. Лен просто-напросто был самым доступным материалом во времена Джона Ди; по моему опыту, прекрасно подойдет и хлопковая мантия. Следует лишь избегать искусственных тканей, вроде полиэстера. Ламен — в виде сетки с определенными ангельскими буквами — полагалось начертить на пергаменте (под которым во времена Ди подразумевалась не бумага, а обработанная шкура животного) и носить на груди.  Перстень предписывалось изготовить из чистого золота и украсить гравировкой, которая состояла из окружности и горизонтальной черты с вензелем из больших букв V и L и с четырьмя буквами имени PELE по углам. Это личное имя одного из ангелов, означающее «тот, кто творит чудеса».

Планетные дни и часы в гримуарной маги выполняют во многом ту же функцию, что и ритуалы пентаграммы и гексаграммы — в магии современной: они настраивают магическое пространство на энергии определенной планеты. Вместо искусственной ритуальной настройки используются естественные суточные ритмы планетных энергий. Джон Ди приводит дополнительные планетные соответствия для Князей и Королей, совпадающие с планетой для Королей, но не для Князей. Эти добавочные соответствия указывают на планетные часы, в которые следует заклинать того или иного Князя или Короля. Кармара (Carmara) and Хагонель (Hagonel) управляют всей системой в целом, так что их можно заклинать в любое время. По словам Ди, лучше всего для них подходят понедельники, но и другие дни тоже годятся. Первым днем гептархической недели считается не воскресенье, а понедельник.  

 

Короли

 

Бобогель (Bobogel): день и час Солнца.

Блумаза (Blumaza): день и час Луны.

Бабалель (Babalel): день и час Марса.

Бнаспол (Bnaspol): день и час Меркурия.

Бинепор (Bynepor): день и час Юпитера.

Балигон (Baligon): день и час Венеры.

Бнапсен (Bnapsen): день и час Сатурна.

 

Князья

 

Борного (Bornogo): день Солнца, час Венеры.

Бралгес (Bralges): день Луны, час Сатурна.

Бефафес (Befafes): день Марса, час Солнца.

Блисдон (Blisdon): день Меркурия, час Юпитера.

Бутмоно (Butmono): день Юпитера, час Марса.

Багенол (Bagenol): день Венеры, час Луны.

Броргес (Brorges): день Сатурна, час Меркурия.

 

Для каждого сочетания Короля и Князя требуется талисман в виде кольца, содержащего ангельские имена дня недели и обрамляющего имена и печати Короля и Князя. Изображения этих талисманов можно найти в моей книге или на сайте Джозефа Петерсона «Esoteric Archives». Ангельские имена дня недели вписываются в кольцо, имя и печать Короля располагаются в верхней половине талисмана, а имя и печать Князя — в нижней.

Одна из особенностей гептархической магии — способ использования этих талисманов. Их не держат в руке и не помещают под магический кристалл, а кладут на пол. Затем маг становится на них, предпочтительно босиком, и читает заклинание. Для гримуарной магии этот метод необычен и, кажется, я нигде ничего подобного не встречал[1]. Чтобы облегчить себе задачу, перед началом ритуала положите талисман Короля и Князя на пол перед собой и в нужный момент просто наступите на него.

Все Короли и Князья обладают особыми способностями — так же, как и любые другие духи, описанные в гримуарных иерархиях. Нет нужды пояснять, как важно выбрать именно ту сущность, которая может помочь в вашем конкретном деле: за пределами сфер их влияния возможности этих ангелов ограничены. Если вы не знаете, кто из них вам нужен, не бойтесь экспериментировать. Если вы потребуете от духа нечто такое, что ему не под силу, он не разгневается — просто ваше заклинание не сработает. Вот какими способностями, согласно Ди, обладают ангелы Гептархии:

 

Короли

 

Кармара (Carmara), Блумаза (Blumaza): управляют учением о Гептархии и открывают его людям.

Бобогель (Bobogel): распределяет, дарует и ниспосылает мудрость и ученость. 

Бабалель (Babalel): король Вод: могучий и дивный в Водах.

Бнаспол (Bnaspol): тот, кому отдана во власть Земля с ее недрами и со всеми ее тайнами.

Бинепор (Bynepor): тот, от возвышенной, необычайной и славной силы коего всецело зависит состояние всего сущего.

Балигон (Baligon): тот, кто может распределять и даровать по своему желанию все и всяческие вещи, запечатленные в деяниях Воздуха.

Бнапсен (Bnapsen): изгоняющий силы всех духов зла, ведающий дела и свершения нечестивцев.

 

Обратите внимание, что функции Королей отчасти пересекаются друг с другом. Балигон, как и Блумаза, — это в своем роде ипостаси Кармары. Однако призывают их немного по-разному, в зависимости от того, с какой из ипостасей вы хотите работать. Кроме того, почти не объясняется, как именно работают некоторые из этих сил. В целом, Короли ведут себя примерно так же, как Разумы (Интеллигенции): функции их связаны со знанием о тех или иных вещах или с надзором за теми или иными явлениями.

 

Князья

 

Хагонель (Hagonel), Багенол (Bagenol): те, кому подвластны деяния Земли.

Борного (Bornogo): возвращает к совершенству искажения Природы, [дарует] знания о металлах.

Бралгес (Bralges): тот, кто сказал: «Все живые твари, обитающие в твоих владениях, подчинены твоей власти».

Бефафес ( Befafes): князь Морей. Власть твоя — над Водами.  

Блисдон (Blisdon): тот, кто есть жизнь и дыхание тварей живых.

Бутмоно (Butmono): тот, кому вручены ключи к тайнам Земли.

Броргес (Brorges): тот, кто правит «вратами смерти».

 

Единственное пересечение между Князьями заключается в том, что Хагонель и Багенол — это два аспекта одной и той же сущности. В целом, Князья ведут себя примерно так же, как Духи: функции их связаны с практической деятельностью и исполнением задач.

Далее кратко излагается процедура заклинания, пригодная для любого Короля или Князя.

 

0. Подготовка

 

Обустройте енохианский храм в меру своих возможностей. Наденьте енохианский перстень, мантию и ламен. Встаньте к западу от Священного Стола, лицом к востоку. Приурочьте ритуал ко дню недели и планетному часу, соответствующим тому Королю или Князю, которого вы хотите призвать. Талисман Короля и Князя положите на пол перед собой.

 

1. Открытие храма

 

Прочитайте молитву Еноха:

 

Господи Боже, источник истинной мудрости, открывающий тайны сути своей человеку! Ты знаешь несовершенство мое и тьму мою внутреннюю; как же мне говорить с теми, кто не говорит голосом человеческим? И как мне достойно воззвать к имени Твоему, коль скоро воображение мое непостоянно и бесплодно и мне самому неведомо? Пескам ли призывать к себе Горы? Малым ли Рекам приглашать морские волны, чудесные и непостижные? Скудельному ли сосуду страха, тому, чья мера отмерена, подняться и воздеть свои руки и вобрать в себя Солнце?

Не бывать сему, о Господи! Велико мое несовершенство, Господи! Господи, я меньше песчинки; благие Ангелы и Создания твои, о Господи, далеко превосходят меня: меры наши несоразмерны, чувства наши не согласятся друг с другом. Но все же есть утешение мне: Бог у всех нас един, и все мы берем начало в Тебе, почитая Тебя как Создателя. Итак, буду взывать к имени Твоему и в Тебе обрету могущество. Ты просветишь меня, и я стану Провидцем; и увижу я Созданий Твоих, и возвеличу Тебя между ними. <…>

 

2. Предварительное призывание

 

Вознесите следующую молитву (я немного переработал ее, очистив от слишком явных христианских элементов):

 

О всемогущий и вечный Боже, истинный и живой! О царь славы! О Господь воинств! О Ты, кто есть небо и земля и все сущее, зримое и незримое! Умоляем Тебя в этой молитве: возымей милосердие и сострадание к нам, с давних времен покорившихся Божественному Величию Твоему искренне и верно, дабы мы смогли достигнуть истинного Знания и в совершенстве уразуметь Твою божественную премудрость, силу и доброту! Давно уже по бесконечной доброте Твоей соблаговолил Ты ниспослать к нам через верных и святых Духовных Вестников Твоих истинный способ и правило Работы с Ангелами, дабы к чести Твоей и славе и к утешению душ наших и душ других Твоих верных рабов мы во всякое время могли обратиться к Ангелам Твоим святым и испросить у них совета и помощи сообразно тем их способностям и обязанностям, которые были назначены и отмерены им по Твоей божественной власти, мудрости и доброте. Посему мы честно и от всего сердца умоляем Божественное Величие Твое споспешествовать и далее нашим трудам и исполнению упомянутой Работы по вышеназванному способу и правилу. И даруй нам благословение Твое и удели от Небесных Благодатей Твоих: соделай нас способными, умелыми и пригодными телом, душою и духом к тому, чтобы неизменно наслаждаться священной и дружеской беседой и получать разумную, простую, совершенную и без изъяна помощь словом и делом от могучих, мудрых и добрых Духовных Вестников Твоих и прочих Твоих Служителей вообще, а в частности — от благословленного Михаила, благословенного Гавриила, благословленного Рафаила и благословенного Уриила, и в особенности — от всех, кто принадлежит к таинству Гептархии и таинству Великой Скрижали. Открывай нам величавую славу через Служителей Твоих, верных и честных Ангелов Света, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

 

3. Заклинание

 

Теперь встаньте ногами на талисман произнесите заклинание, текст которого можно найти в моей книге или на сайте Джозефа Петерсона «Esoteric Archives». В заклинании маг призывает Короля или Князя именем Господа, перечисляет обязанности этого духа и в завершение возносит краткую молитву о благословении. Выполняя эти ритуалы в группе, после заклинания мы обычно вибрируем все вместе имя Короля или Князя, пока не ощутим его присутствие.

 

Предварительное обращение к Королю

 

О могучий и праведный благородный Король (N.) и каким бы именем еще тебя ни звали и ни призывали истинным и надлежащим образом! О ты, кому вверены управление, повеление, надзор и королевская власть над …. (перечисление областей, над которыми властвует этот Король).

Во имя царя царей, Господа воинств, всемогущего Бога, Создателя небес и земли и всего сущего, зримого и незримого: о праведный и благородный Король (N.)! Приди и явись вместе с Князем своим и его Слугами на суд очей моих, совершенный и разумный, и предстань богобоязненно и дружественно, приди мне в утешение и на помощь, и споспешествуй мне в моем деле, дабы и я своими трудами, и ты своею мудростью и властью королевского сана твоего послужили вящей чести и славы нашего всемогущего Господа. Аминь.

ПРИДИ, о праведный благородный Король (N.), я говорю: ПРИДИ! Аминь.

Gloria Patri, Et Filius Et Spiritus Sancti Amen.

 

 Предварительное обращение к Князю

 

О благородный Князь (N.) и каким бы именем еще тебя ни звали и ни призывали истинным и надлежащим образом! О ты, кому вверены управление, повеление, надзор и княжеская власть над …. (перечисление областей, над которыми властвует этот Князь).

Во имя Бога всемогущего, царя царей, и ради чести Его и славы, которым отдано верное мое служение, повелеваю тебе, о благородный Князь (N.): ПРИДИ сей же час со своими слугами, рабами и подданными на суд очей моих, совершенный и разумный; явись мне в утешение и на помощь в мудрости и силе своей, сообразно свойствам твоего благородного сана.

ПРИДИ, о благородный Князь (N.), я говорю: ПРИДИ! Аминь.

Pater noster, &c.

 

 

4. Повеление духу

 

Как только вы ощутите присутствие Короля или Князя, можете обратиться к нему с повелением. Келли был ясновидцем и, полагаясь на тонкое зрительное восприятие, работал с магическим кристаллом. Однако можно использовать и другой метод по вашему выбору. Некоторые современные любители гримуарной магии, вроде Джозефа Лисьевского, утверждают, будто единственный способ убедиться в пришествии духа — это физические ощутимые явления наподобие полтергейста. Однако с гептархическими сущностями дело обстоит иначе. Они, как правило, обходятся без подобных драматических эффектов. Я провел ряд экспериментов с детектором электромагнитного излучения и получил некоторые многообещающие результаты, однако выводы пока делать рано.

Итак, обратитесь к духу или духам с повелением, составленным самостоятельно. Имейте в виду, что духи часто понимают все очень буквально. Поэтому не стоит импровизировать — лучше сочините и запишите повеление заранее. В него должны входить как предписания (указания о том, что должен сделать для вас вызванный дух), так и запрещения (указания о том, чего ему делать не следует). Предположим для примера, что вы хотите получить пять тысяч долларов в течение месяца. Повеление в этом случае будет выглядеть примерно так: «Повелеваю тебе доставить мне пять тысяч долларов в течение одного месяца (предписание), не причинив никакого вреда и ущерба ни мне самому, ни моим любимым, ни моему имуществу (запрещение)».

Следуя этому правилу, вы исключите неприятные ситуации в духе сказки про обезьянью лапку — когда исполнение желания влечет за собой какие-нибудь ужасные последствия. Кроме того, всегда следует ставить временной лимит. Так вы сможете избежать развития событий, приводящего к исполнению желания слишком поздно. 

 

5. Закрытие храма

 

Дайте духу разрешение удалиться. В «Мистической Гептархии» не приводится никакого формального отпущения, так что я написал для своей рабочей группы сам:

 

О Ангелы Света! Я, [ваше магическое имя], силою Бога истинного, живого и всемогущего, ныне повелеваю вам удалиться и исполнить назначенные вам задания — ради свершения моей Истинной Воли и во славу и честь нашего Истинного Бога, коему вы верно служите и повинуетесь. На этом я, [ваше магическое имя], освобождаю силы, что были связаны, сосредоточены и направлены в ходе этой операции, — дабы они устремились к указанной цели и стали творить в проявленном мире то, к чему они предназначены, ибо так рождается всякая истинная магия и всякая совершенная власть. Силою моей Истинной Воли, воплощенной в магическом имени [ваше магическое имя], — АМИНЬ. Да будет так!

 

На этом операция завершается, и храм считается закрытым.

 

 

 

 

 



[1] Похожий способ используется в одной из операций «Истинного гримуара» (см.: Истинный гримуар. Красный дракон. М.: Ганга, Телема, стр. 79), который, впрочем, был впервые опубликован лишь в 1750 году (примерно через 160 лет после разработки системы Гептархии). — Примеч. перев.

 

© Перевод: Анна Блейз, 2017

Ссылки