Гоэтические эксперименты

Стив Сэйвдоу

Гоэтические эксперименты №№1—5

Коллега и партнер автора пожелал остаться анонимным, так что здесь мы будем обозначать его только инициалами — С.Г. Оба оператора вели записи об экспериментах по отдельности, но в этой книге приводятся данные только из дневника автора. Все воспроизведенные здесь большие цитаты и диалоги взяты из записей, которые велись от руки на протяжении пяти последних лет, местами почти неразборчиво, без знаков препинания и разделения на абзацы.  В ходе работы над книгой все цитируемые фрагменты дневника были отредактированы и, при необходимости, разъяснены.

Подготовка к серии гоэтических экспериментов началась в январе 1985 года, а первый эксперимент был проведен в начале мая того же года. Для эвокации мы выбрали демона №26, Бима (Bim)[1]. Его сигил был выгравирован на медном диске, и все использованные для этого материалы были подготовлены заранее должным образом.

Согласно общим указаниям, перечисленным в главе 6, герцогов можно вызывать только от восхода солнца до полудня и только в ясную погоду. Кроме того, день, выбранный для эвокации, должен приходиться на период до полнолуния и носить нечетный номер в лунном цикле (считая от новолуния). Герцогами управляет Венера, так что проводить вызывание следует в пятницу. Кроме того, мы решили, что для этого ритуала можно использовать благовоние Абрамелина, так как Бим — дневной демон, подчиненный знаку Стрельца. Для операций Стрельца хорошо подходит алойное дерево (lignum aloe), а оно входит в состав правильно изготовленного благовония Абрамелина.

Все нижеописанные гоэтические эвокации проводились в закрытом помещении длиной около 35 футов, шириной 25 футов и высотой 10 футов[2], с гипсокартонными оштукатуренными стенами и дополнительной звукоизоляцией из двойных листов пенопласта и двойных листов гипс-картона. Круг мы начертили на двух фанерных листах толщиной ½ дюйма[3] и площадью 12х6 футов каждый, скрепленных вместе в квадрат 12х12[4]. Углы этого фанерного квадрата были привинчены к полу болтами из нержавеющей стали размером 6 х ¾ дюйма[5], прошедшими сквозь покрытие пола в  фундамент здания. Вначале мы начертили и освятили круг в соответствии с указаниями из главы 6. Затем начертили треугольник — на отдельном квадратном листе фанеры толщиной ½ дюйма и площадью 5х5 футов[6], приподнятом над полом на 3 фута[7]. Чтобы этого добиться, мы прикрепили фанерный лист с треугольником к деревянной конструкции размерами 5х5х3 фута[8], собранной из листов фанеры толщиной ¾ дюйма[9] и алюминиевых скоб. Эта конструкция, в свою очередь, была укреплена на листе фанеры толщиной ½ дюйма и площадью 6х6 футов[10], привинченной болтами к полу и закрепленной в фундаменте. Треугольник мы разместили на востоке, в двух футах[11] от внешнего периметра круга, как и положено при вызывании герцога. Разумеется, все использованные материалы были должным образом очищены и освящены заранее.

К сожалению, дом находился в довольно густонаселенном районе, и наши эксперименты, как и следовало ожидать, не лучшим образом сказались на отношениях с соседями.

Поначалу автор поленился выучить наизусть все пространные заклинания, проклятия и узы «Гоэтии» очень трудно. Поэтому мы переписали все эти тексты на листы высокосортной бумаги, очищенной и освященной, и вложили в подготовленную таким же образом папку с тремя кольцами, чтобы можно было брать их с собой в круг. Но, как ни досадно, ни в одном из вызываний, в которых заклинания читались по бумаге, добиться сколько-нибудь значительных результатов не удалось. Фактически, первые наши четыре эксперимента не увенчались успехом.

Только на пятой попытке вызывания Бима нам удалось установить первый, хотя и краткий, не долее двух-трех секунд, контакт с некой сущностью, один только намек на присутствие которой наверняка повлек бы за собой трагические последствия для человека неподготовленного. И даже нам коллегой, несмотря на всю тщательную подготовку, это событие внушило такие серьезные опасения, что провести шестой эксперимент мы отважились лишь через восемь с лишним месяцев. Ниже следует отрывок из дневниковой записи от 15 ноября 1985 года, относящейся к пятой попытке вызывания демона по имени Бим:

В ходе второй декламации второго заклинания, на фразе «…пламенем вкруг престола, ангельским сонмом небес и великой премудростью Божьей я заклинаю тебя: явись перед этим кругом…», с восточной стороны донесся оглушительный рокот, подобный раскату грома, и прямо у нас над головами прозвучали два слова: «Вы — дураки!» — но назвать это «голосом» в обычном смысле слова было нельзя. То был необыкновенно глубокий горловой баритон, резонанс от которого буквально пронизал и меня, и С.Г. насквозь, до самых глубин нашего естества.

Несмотря на то, что никакого зримого явления духа не последовало, нас обоих охватил необъяснимый страх. Ужас и отвращение — это первобытная инстинктивная реакция человека на встречу с демонической сущностью. Со временем их необходимо преодолеть, но ни С.Г., ни я еще ни разу не сталкивались с подобной силой или сущностью, не принадлежащей к обычному человеческому миру. Вероятно, ее можно было бы описать как некое концентрированное зло, но все же никакие слова не передадут в полной мере этого страха и омерзения. Приготовиться по-настоящему к первому подобному столкновению просто невозможно; порыв бежать и скрыться от той ужасной судьбы, что может ожидать нас в когтях демонического порождения преисподней, непреодолим.

Мы немедленно прекратили эвокацию и, трясясь от ужаса, провели отпущение и закрытие, а затем целую серию изгнаний: Малый ритуал изгоняющей пентаграммы, Малый ритуал изгоняющей гексаграммы, Изгоняющий ритуал Змея и Звездный Рубин. Но и после этого некая темная сила по-прежнему витала в храме, подобно густому туману или облаку: отвратительное, противоестественное ощущение от незримого присутствия измученной и истерзанной души, осужденной на бесчисленные эоны вечного адского проклятия.

Часом позже С.Г. устал и ушел, а я, проводив его, вернулся в храм и еще раз провел все четыре изгоняющих ритуала, а затем еще и гексаграмматические ритуалы изгнания всех семи планет. Затем, еще через час, я возвратился снова, но на сей раз из-за усталости ограничился лишь Изгоняющим ритуалом Змея и Звездным Рубином. (Конец записи.)

Эта мрачная тень витала в храме еще около двенадцати дней, выдержав более сотни тщательно исполненных изгоняющих ритуалов. Ее можно описать как некий астральный «туман», заполнивший рабочее пространство и, по-видимому, расползшийся по всему дому. Несколько посетителей за этот период отмечали, что испытывают какое-то «тягостное чувство» и в других комнатах; наблюдались также незначительные явления полтергейста. Однако никаких более серьезных последствий замечено не было, и по прошествии этого периода все вернулось к «норме».

Глава 9

Гоэтические эксперименты №№6—8

В ходе шестого эксперимента, проведенного в пятницу 18 июля 1986 года, С.Г. и автор этих строк снова, как и в предыдущие пять раз, попытались вызвать Бима. Эта попытка не увенчалась успехом, равно как и следующий, седьмой эксперимент[12].

На восьмой раз мы впервые решили использовать «черный ящик»[13], описанный в разделе «Гоэтии» под названием «Проклятие общего рода, именуемое оковами духов», и этот опыт стал вторым по счету, в котором нам удалось добиться звукового эффекта. Кроме того, мы поместили в круг небольшую жаровню-хибати, стеклянную банку, наполненную смесью серного порошка и листьев камфары, и щипцы. Все это, включая черный ящик, было приобретено во вторник и должным образом очищено, освящено и завернуто в черную ткань, а затем хранилось в надежном месте 35 дней, вплоть до первого употребления.

Упомянутый звуковой эффект случился при первом чтении «Заклинания огня», приблизительно через тридцать секунд после того, как мы вложили в черный ящик (дно которого было заранее посыпано смесью серы и камфары) сигил Бима, выгравированный на медном диске, и поставили ящик на решетку над углями, горевшими в жаровне. Следующий отрывок взят из дневниковой записи за 12 декабря 1986 года:

При первом чтении «Заклинания огня», на словах «…я буду жечь тебя вечным огнем и предам тебя вечному забвению…», снова раздался раскат грома, хотя и не такой оглушительный, как во время 5-го эксперимента. Казалось, он исходит из треугольника, расположенного на востоке. Затем тот же самый гортанный баритон провибрировал: «Учи слова!» На сей раз мы были готовы к чему-то подобному, хотя и несколько устали дышать зловонными парами, поднимавшимися от черного ящика на углях, да и побороть неизбывный первобытный инстинкт, побуждающий бежать от всего сверхъестественного, было непросто.

Мы повторили проклятие и оставили сигил в черном ящике, но и после третьего повтора никаких результатов не последовало. Тогда мы провели отпущение и закрытие, а затем — Малый ритуал изгоняющей пентаграммы, Малый ритуал изгоняющей гексаграммы, Изгоняющий ритуал Змея и Звездный Рубин.

Не выходя из круга, я снял черный ящик с углей, вынул из него щипцами медный диск, а прочее содержимое ящика высыпал на угли; смесь заискрила и дала на редкость отвратительный дым. Затем мы покинули круг, оставив смесь прогореть до пепла. После этого мы вернулись и тщательно проветрили комнату, включив электрические вентиляторы. Затем мы совершили воскурение благовонием Абрамелина в большом количестве, а затем — столь же обильное воскурение смесью мускуса и мирры.

Через несколько часов я пришел еще раз и снова провел те же четыре изгоняющих ритуала. После этого я собрал из жаровни весь пепел до последней частички, отвез его на берег океана и развеял по ветру, чтобы он смешался с песком и морской водой. Затем я вернулся в круг и еще раз повторил четыре изгоняющих ритуала, после чего сделал изгоняющие гексаграммы всех семи планет.

Уже знакомое нам присутствие Бима чувствовалось в храме еще некоторое время. На сей раз оно явственно ощущалось в течение шести дней (несмотря на пятьдесят с лишним изгоняющих ритуалов, проведенных за этот период), а потом стало едва заметным и в таком качестве продержалось еще два дня. По общему впечатлению оно практически не отличалось от остаточных эффектов после пятого эксперимента, хотя явлений полтергейста не наблюдалось, а посетители не отмечали никаких необычных ощущений. Поскольку на этот раз «осадок» держался не так долго, мы предположили, что эвокация дала не настолько мощный эффект, как в пятом эксперименте, или же наши изгоняющие ритуалы по какой-то причине оказались более действенными.

Глава 10

Гоэтический эксперимент №9

Через несколько дней после 8-го эксперимента мы с С.Г. подробно обсудили результаты и пришли к выводу, что прежде, чем приступать к эксперименту №9, все эти длинные заклинания, проклятия и «Оковы»[14] следует выучить наизусть. Вызвать демона Бима ко зримому явлению до сих пор так и не удалось, а поскольку в ритуальной магии всегда нужно доводить начатое до конца, выбора у нас не было.

Заучить наизусть девять страниц ритуального текста — дело небыстрое, а поскольку нам обоим приходилось работать еще и над другими проектами, до следующего эксперимента прошло почти пять месяцев. Но 8 мая 1987 года мы снова отважились войти в круг, подготовившись лучше, чем когда-либо. Мы вооружились мечами и магическими кольцами[15], «черным ящиком» и двумя сигилами Бима, выгравированными как положено на подготовленных должным образом медных дисках. Один из этих дисков с прикрепленной на обороте серебряной пентаграммой Соломона автор этих строк подвесил себе на шею на толстой серебряной цепи. Второй диск мы взяли с собой в круг на тот случай, если придется воспользоваться «черным ящиком». Как и в прошлый раз, мы установили в круге жаровню и взяли банку со смесью серы и камфары и щипцы.

Как и во всех предыдущих опытах, мы совершили подготовительный ритуал. Автор этих строк провел очищения, освящения и изгнания, после чего второй оператор вошел в круг и занял свое место в центре.

Дальнейшие события были описаны в дневнике:

С.Г. начал с первого заклинания и повторил его трижды — но безрезультатно. Я стоял на гексаграмме в восточной части круга, неподалеку от треугольника, и держал наготове меч. Все мои мысли были сосредоточены на вопросах, которые предстояло задать духу, если удастся его вызвать, но, тем не менее, я держал в голове все заклинания и проклятия на тот случай, если мне придется перехватить инициативу. С.Г. перешел ко второму заклинанию и повторил его трижды, опять-таки безрезультатно. Тогда он трижды прочел третье заклинание и трижды — «Призывание Короля», а затем решил приступить к последовательности проклятий. Он развел огонь в жаровне (мы использовали стандартный самовозгорающийся уголь), еще раз прочитал третье заклинание, а затем — первое проклятие. Ничего не произошло. Тогда С.Г. засыпал в ящик смесь камфары с серой и положил медный диск с сигилом Бима, а затем поставил ящик на решетку жаровни.

Прочитав «Заклинание огня» и «Второе проклятие», С.Г. приступил к «Великому проклятию». Как только он произнес первую фразу: «Итак, ты по-прежнему упорствуешь, и не желаешь повиноваться, и не являешься предо мной, чтобы ответить на то, о чем я тебя вопрошу…», — из самого центра черного круга в треугольнике начал подниматься густой серый туман, как будто исходящий из маленького отверстия в этой центральной точке. С.Г. заметил туман, но решительно продолжал говорить и дочитал проклятие до конца. Затем он умолк; он стоял у меня за спиной, и я не видел, что происходит; но я решил, что он всматривается в этот туман так же напряженно, как и я. Я заметил, что он не стал повторять проклятие, но не знал, чего ожидать в ближайшие несколько минут, а потому постарался подготовиться, насколько это было возможно.

Затем С.Г. быстро извлек сигил щипцами из «черного ящика» и снял ящик с решетки. Я не мог отвести глаз от треугольника: этого явления мы добивались двадцать семь месяцев кряду! Густой туман поднимался медленно, гораздо медленнее, чем поднимается обычный дым. К тому моменту, как С.Г. дочитал «Великое проклятие», эта дымовая завеса уже добралась до высоты примерно в два фута[16]. Поднимаясь, туман распространялся все шире, образуя воронку, на уровне пола все еще очень узкую, но расширявшуюся пологой вогнутой дугой и достигавшую в верхней части около 12—13 дюймов[17] в диаметре.

Через две-три минуты после того, как С.Г. замолчал, туман поднялся уже до четырех футов[18] от пола. Основание воронки по-прежнему оставалось узким, но зато очень плотным, а по мере расширения и подъема туман как будто истончался. При этом черный круг в треугольнике начал становиться как будто жидким или желеобразным; этот эффект распространялся вширь от центральной точки, где находилось то маленькое, около дюйма[19]  в диаметре, «отверстие», из которого поднимался дым или пар. В конце концов, весь черный круг словно превратился в озерцо черных, густых чернил. Вдобавок, это озерцо казалось слегка выпуклым, как будто снизу, из-под треугольника, на него давила какая-то сила. К этому моменту, минут через шесть после того, как С.Г. прекратил читать заклинания, туман уже поднялся до высоты примерно в пять футов[20], а диаметр воронки достиг около 25 дюймов[21]. Основание ее все так же оставалось тонким, не более дюйма в ширину, но очень плотным по консистенции.

Мы переговаривались полушепотом; я не отводил глаз от происходящего в треугольнике, и все это время удерживал меч так, чтобы острие было направлено прямо в его центр. С.Г. спросил меня, справлюсь ли я сам или ему стоит подойти и встать со мной рядом. Я сказал, чтобы он оставался начеку, но пока не двигался с места. Мой бронзовый щит — «магическое перстень» — лежал на полу под ногами, и я потянулся за ним левой рукой, по-прежнему удерживая меч в правой. Я был наготове — точнее, мне так казалось. Но до того я ни разу еще не встречался лицом к лицу с силой, принадлежавшей не нашему миру, а миру иному — некой темной, яростной, бесплодной земле, которую даже вообразить себе не может почти никто, кроме тех немногих, кто дерзнул отворить врата, запретные для смертных. Если в решающий момент возникнут какие-то непредвиденные затруднения, оттуда, из-за этих врат, могут вырваться силы, способные в мгновение ока сокрушить оператора. Так был ли я и в самом деле готов? Исходя из того, что в итоге я выжил и даже могу об этом рассказать, приходится допустить, что да — по крайней мере, отчасти. Однако я понятия не имел, чего следует ожидать.

Туманная воронка поднялась на высоту чуть более шести футов[22] от уровня треугольника[23] — почти под самый потолок (треугольник находился на возвышении, так что от уровня пола верхнюю часть воронки отделяло примерно футов девять). В самой верхней части ее ширина достигла уже около 35 дюймов[24]. Она оставалась неплотной, а края ее слегка загибались внутрь.

С.Г. начал читать «Обращение к духу», и после фразы «БАТАЛ (Bathal) или ВАШАТ (Vashat), мчащийся на АБРАК (AbracАБЕОР (Abeor), сходящий на АБЕРЕР (Aberer)!» — воронка начала вращаться вправо, против часовой стрелки, поначалу медленно, но постепенно ускоряя ход. Не зная, что предпринять, я просто наблюдал за тем, как она раскручивается все быстрее и быстрее. Точно рассчитать скорость вращения было невозможно, потому что нижняя часть, казалось, вращалась быстрее верхней, как обычно бывает с воздушными вихрями, но, по приблизительной оценке, на пределе своей скорости эта воронка совершала от одного до двух оборотов в секунду. Вращаясь, она создавала тягу, так что вокруг меня и за спиной ощущались странные воздушные потоки. Вдобавок температура в комнате заметно упала — должно быть, градусов на 10—15[25].

Через три минуты после того, как С.Г. дочитал «Обращение», эти воздушные потоки стали вызывать вполне ощутимые неудобства. Волосы у меня были длинные, до середины плеч, и от этих потоков они стали развеваться, закрывая боковой обзор, а временами даже и фронтальный. Я взял себе на заметку, что в дальнейшем волосы надо будет или подстричь, или завязывать в хвост.

К этому времени серый туман принял отчетливую форму стремительно вращающейся воронки, и из этой серой мглы начал проступать некий облик. Вначале, приблизительно через четыре минуты после того, как С.Г. закончил декламировать «обращение», в сером тумане возникла маленькая цветная точка. Различить ее цвет поначалу не удавалось, но вскоре она превратилась в лилово- или пурпурно-серое пятнышко, которое стало растягиваться вверх и вниз, преображаясь в слабо окрашенную прямую линию, постепенно утолщавшуюся. По мере того, как это пятнышко разрасталось во все стороны, цвет его становился все более насыщенным, хотя на протяжении еще двадцати или тридцати секунд невозможно было понять, какую в результате оно примет форму.

Итак, в этом сером тумане скрывалась некая сущность, хотя из-за вращения толком разглядеть ее было нельзя. Я обратил внимание, что черный круг в треугольнике по-прежнему остается выпуклым, и черная полужидкая или желеобразная масса, в которую он превратился, как будто пульсирует или растекается под давлением снизу. Основание воронки между тем расширилось до 6—8 дюймов[26] в диаметре, и по мере того как вращение ускорялось, туман понемногу становился все более плотным. Затем, наконец, я стал различать достаточно определенную форму, скрытую в этом туманном облаке, а лиловый цвет стал совершенно отчетливым.

А затем этот лиловый цвет внезапно вспыхнул у меня перед глазами и залил все поле зрения, так что в следующие несколько секунд я не видел ничего, кроме него, — словно мне на голову набросили лиловое одеяло. Нормальное зрение довольно быстро восстановилось, но и после этого вся комната оставалась как будто залита лиловым светом[27].

Воронка из серого тумана продолжала быстро вращаться, но теперь из нее на высоте около шести дюймов над уровнем глаз[28] выглядывало какое-то лицо. Я отчетливо его рассмотрел: оно напоминало волчью морду тошнотворно голубого цвета, с двумя коротенькими рожками между острых ушей. Глаза были ярко-желтыми, без зрачков, и смотрели на меня сверху вниз с неприкрытым гневом и отвращением.

Я направил меч прямо ему в лицо и твердо произнес: «Именем ИЕХОВА (IEHOVAH) повелеваю тебе предстать предо мною в человеческом облике, приятном для глаз, безо всякого уродства и безобразия». К тому моменту, как я произнес слова «в человеческом облике», лицо в треугольнике начало испускать тихое повизгивание. Звук становился все громче и, наконец, перерос в оглушительный рев, эхом отдающийся от стен, — как рычание льва, терзаемого ужасной болью. Затем рев оборвался, и лицо скрылось в тумане[29].

Я повторил свой приказ, использовав имена ИЕХОВА (IEHOVAH), Тетраграмматон (TETRAGRAMMATON), Анафаксетон (ANAPHAXETON) и Примеуматон (PRIMEUMATON). Лицо больше не появлялось, но раздался все еще довольно громкий баритон:

— За что ты меня так мучаешь?

В голосе явственно слышалась боль. Все еще направляя на него меч правой рукой, а в левой держа диск, я ответил:

— Повелеваю тебе предстать передо мною немедленно, в зримом и приятном для глаз обличье, а не то твои муки будут длиться вечно.

Из тумана показалась мускулистая голубая рука с когтями, сделала круговой взмах и снова исчезла. В тот же миг баритон прогремел: «Ты мне не хозяин!»

Я набрал в легкие как можно больше воздуха и принялся перечислять имена, вибрируя их на самой высокой ноте, какую только мне удалось взять: Яхве (YHVH), Адонаи (ADNI), Элохим (ALHIM), Агла (AGLA), Цебаот (TZABAOTH), Шаддаи (SHADDAI), Элим (ELIM), Эль (AL), Ях (YAH), Тетраграмматон (TETRAGRAMMATON), Анафаксетон (ANAPHAXETON), Примеуматон (PRIMEUMATON), Йешимон (YESHIMON), Гесион (HESION), Анабона (ANABONA), Йод (YOD) и Вав (VAU). Не могу точно сказать, почему я использовал именно эти имена и в таком порядке, но в тот момент мне это показалось правильным[30]. При этом я по-прежнему держал в правой руке меч, направленный острием к тому месту, где раньше находилось лицо, а в левой руке — диск.

Из клубов дыма раздалось какое-то ворчание, перешедшее в стон. Затем прозвучали слова:

— Я буду говорить с тобой.

— Тогда покажись и назови свое имя и обязанности, — потребовал я.

— Я не желаю ни показываться, ни открывать свое имя. Я сказал, что буду говорить с тобой, — последовал ответ.

Голос был низкий и как будто исходил с востока, но слегка отдавался у меня в голове, как эхо.

— Я приказываю тебе показаться и назвать свое имя и обязанности, — повторил я.

— Нет! — упрямо ответил дух.

Чувствуя себя увереннее от того, что мне, наконец, что-то удалось, я скомандовал снова:

— Повелеваю тебе показаться в зримом обличье — силою (тех же четырнадцати имен в том же порядке).

Когда я провибрировал «Вав», снова раздалось тихое повизгивание, переросшее в львиный рык. Затем рык внезапно оборвался, и в верхней части туманного облака над треугольником появилось лицо. Желтые глаза, лишенные зрачков, уставились на меня сверху вниз точно так же, как и  пару минут назад, — с явным отвращением и презрением. Пятнистая кожа тошнотворного голубоватого цвета наводила на мысли о частично оживленном трупе, — описать это точнее я не в состоянии.

Я по-прежнему держал меч в правой руке, указывая острием на то же самое место. Я старался изображать невозмутимость, насколько мог, хотя и не уверен, что у меня получилось. Я произнес «Приветственное обращение», а затем подошел к границе круга и сказал:

— Пантаклем Соломона я призвал тебя! Дай мне правдивый ответ!

При этом я левой рукой подложил диск под талисман, висевший у меня на шее на цепочке, и выставил его перед собой. Я не хотел выпускать диск из рук и старался держать его повыше на тот случай, если придется защищать лицо.

— И кто же ты таков? — вопросил голос с востока.

Я предположил, что это сказал дух, хотя губы на лице не двигались. Слова опять отдались эхом у меня в голове, а желтые глаза духа, казалось, изучают меня и окружающую обстановку.

— Вопросы здесь задаю я. Назови свое имя и обязанности! — потребовал я, уже начиная раздражаться. Смею предположить, что это лучше, чем испугаться до полусмерти, хотя здравомыслящий человек на моем месте, конечно, был бы перепуган.

— Я известен под многими именами, — раздалось у меня в голове[31].

— Я устал от твоего непослушания и упрямства, — рявкнул я. — Назови мне свое имя, или я перейду к пытке.

Я снова набрал воздуху в легкие и провибрировал те же четырнадцать имен на самой высокой ноте, какую только смог взять.

По лицу пробежала легкая гримаса, и голос заявил:

— Одни называют меня Турель (Turel), другие…

— Врешь! — выкрикнул я. — Тураэль (Turael) — вестник Юпитера, и это не ты. Я не потерплю от тебя лжи, и если ты не дашь мне правдивый ответ…

— Мое истинное имя — Бомашияэль (Bomashijael), — перебил голос. — Чего ты от меня хочешь?

— Во-первых, назови мне свое истинное имя, — сказал я. — Если ты будешь и дальше меня обманывать, то навлечешь на себя немыслимые муки в неугасимом…

— Я уже назвал тебе свое имя, — снова перебил голос. — Я — Бомашияэль, и правит мною знак лучника. А теперь отпусти меня!

— Ты не в том положении, чтобы чего-то от меня требовать. Если твое истинное имя — Бомашияэль и по природе ты родствен Стрельцу, то какое число тобою управляет? — спросил я.

— Неужто ты не знаешь? И ты говоришь, что способен мною управлять? Да я могу уничтожить тебя в мгновение ока…

— Я связал тебя своею властью, разве нет? Ну, попробуй, уничтожь меня, если можешь.

Ответом мне было очередное ворчание; глаза прищурились, словно пытаясь просверлить меня взглядом, но я и бровью не повел.

— Вижу, по какой-то непонятной причине ты меня щадишь, — заметил я. — Ну так что, может, подружимся?

— Что ты хочешь этим сказать? Ты говоришь загадками, а я не могу отвечать правдиво на пустое сотрясание воздуха, — проговорил голос уже немного потише.

— Тогда скажи мне, какое число тобою управляет! — приказал я.

— Девятнадцать, — процедил он.

— Итак, ты — Бомашияэль, по природе родственный Стрельцу и подвластный числу девятнадцать и всему, что соответствует этому числу, — подытожил я. — И это действительно так? Если ты лжешь мне…

— Это мое истинное имя и моя природа, — перебил он.

— Тогда каким именем я могу управлять тобою? — спросил я.

— Этого я тебе никогда не открою! — заявил он.

— Вот же зловредный упрямец! — взбесился я. — Хочешь, чтобы я предал тебя на муки до конца времен? Если ты меня доведешь, я так и сделаю! 

Позже я поражался своей отваге; такое ощущение, что в ходе всего этого диалога я действовал не вполне по собственной воле. Кто-то мною руководил, и с духом беседовало какое-то мое альтер-эго. В моей речи появились архаические обороты, и сердился я сильнее, чем мог от себя ожидать. В целом, я действовал так, как на моем месте действовал бы более сильный и могущественный маг. Возможно, это была инстинктивная реакция на опасность, потому что проявление слабости или неуверенности в такой ситуации могло бы навлечь на меня беду, — но, так или иначе, на протяжении всего этого эпизода я не испытывал ни малейшего страха. Наоборот, я ощущал какую-то странную приподнятость и воодушевление, и причиной тому было скорее самодовольство, чем адреналиновая реакция. Теперь, задним числом, мне кажется, что в той ситуации я был «не вполне собой», — по крайней мере в той ее части, когда диалог развивался особенно бурно.

Я крикнул С.Г. через плечо, чтобы он приготовил «черный ящик», но демон остановил его[32].

Затем я снова подвел итог:

— Итак, ты — Бомашияэль, дух Стрельца, подвластный тому, кто представлен числом девятнадцать, и я могу повелевать тобой силою твоего имени.

— Это правда, — последовал ответ.

На протяжении всего этого диалога комнату по-прежнему заливал неяркий лиловый свет, ставший заметным еще при первом явлении лица над треугольником. С того момента я все время стоял перед треугольником, в правой руке держа меч и направляя его острие на лицо духа, а в левой — диск, который при необходимости можно было быстро поднять перед собой.

— Каковы же твое звание и обязанности? — спросил я.

— Коль скоро ты сумел совершить то, что делаешь сейчас, тебе наверняка уже известны и мой чин, и мои особые дарования, — отвечал дух.

— Я желаю знать больше. Гораздо больше.

Дух: Чего же именно ты желаешь?

Оператор: Я уже сказал тебе: вопросы здесь задаю я.

Дух: Тогда спрашивай!

Оператор: Каковы твое звание и обязанности?

Дух: Я правлю тридцатью девятью легионами Араб-Зарака (Arab-

Zaraq) как полновластный эрцгерцог во владениях Амаймона (Amaimon)[33].

Оператор: А твои обязанности?

Дух: Большей частью мои обязанности состоят в работе с мертвыми. Я могу оживлять трупы и заставлять их рассказывать о своей прошлой жизни. Также я могу собирать их вместе и создавать воинства из гниющих тел. А также я обучаю искусству некромантии.

Оператор: И это все, на что ты способен?

Дух: У меня есть и несколько второстепенных обязанностей.

Оператор: Каковы они?

Дух: Я могу правдиво отвечать на вопросы обо всех тайнах природы. Я могу даровать красноречие. Также я могу внушать влюбленность женщинам, равно как и мужчинам.

Оператор: Говорят, что ты также даруешь богатство тому, кто способен связать тебя.

Дух: Когда-то так и было, но со временем жажда материального богатства утратила свою ценность, ибо истинной мерой превосходства стала власть. Даже среди смертных самые могущественные не имели богатства, примером чему — тот назарянин, Христос, которому род ваш поклонялся как богу две тысячи лет по его смерти. Мы увидели, что люди могут обогащаться и без нашей помощи, а нам современные деньги ни к чему, так что теперь материальные блага интересуют только людей, но не нас. Иные из нас умеют находить забытые клады, но для этого может понадобиться далекое путешествие, ибо осталось не так уж много кладов, пропавших бесследно. Да и эти немногие добыть подчас непросто.

Такой развернутый ответ застал меня врасплох. До сих пор все ответы были сухими, краткими и даже резкими; дух старался говорить как можно более лаконично, не выходя за рамки прямого ответа на вопрос. Я предположил, что все эти разглагольствования призваны сбить меня с толку, и не стал развивать тему дальше. Но, так или иначе, я понял, что с появлением бумажных денег духи утратили способность создавать богатства при помощи иллюзий и обмана. Возможно, это связано с тем, что финансовым делам теперь сопутствует подробная отчетность, а количество выпускаемых купюр строго регламентируется. Разумеется, гордость ни за что бы не позволила духу признать, что он утратил власть над материальными богатствами, но он обошел этот вопрос поистине дипломатично[34]. Надежда обзавестись помощником в финансовых делах была не главной из причин, по которым мы решили вызвать именно этого духа, так что я спокойно перешел к дальнейшим расспросам, сосредоточившись на теме, которая интересовала меня по-настоящему. 

Оператор: Говорят, что ты хорошо разбираешься в природе и свойствах духов и душ умерших, а также многое знаешь о мирах, в которых они обитают.

Дух: Некромантия — воистину сложное искусство; хотя тому, кто сумел призвать мой дух, наверняка достанет способностей, чтобы этому обучиться. Если бы ты освободил меня, я бы смог тебе показать…

Оператор: Ты останешься связанным до тех пор, пока я не удовлетворюсь твоими ответами. Ты донельзя меня раздражаешь своими смехотворными попытками обмануть меня и провести, и если ты не образумишься, тебе придется сильно пожалеть о своей дерзости. У меня есть к тебе определенные вопросы, и я требую, чтобы ты ответил на них правдиво.

За этим последовало еще немало болтовни, занявшей в записи десять страниц и в основном сводившейся к отвратительному пустословию и завуалированным (и не очень) оскорблениям личного свойства. Полезных сведений из остальной части разговора извлечь почти не удалось, так что на этом мы завершим настоящую главу, а в главе 12 я попытаюсь изложить некоторые свои выводы по поводу философских установок, присущих демонам. Стоит отметить, что демон часто пытается убедить оператора «отпустить» или «освободить» его. Но отпускать духа до того, как будут получены ответы на все запланированные вопросы, и до того, как он произнесет клятву, изложенную в главе 7, ни в коем случае не следует.

Глава 11

Результаты

Полное описание проведенной нами серии гоэтических экспериментов занимает более 500 страниц, подшитых в две папки форматом 8х10 дюймов[35]. Однако бóльшая часть этих материалов не подлежит публикации, так как содержит указания по проведению черномагического ритуала. Если эта информация поможет кому-либо в занятиях черной магией, кармические последствия неизбежно вернутся к автору. Кроме того, в упомянутых записях содержатся сведения личного характера, касающиеся только самого автора и его коллеги, и некоторые факты, разглашение которых могло бы чрезвычайно пагубно отразиться на жизни многих людей, не говоря уже о самом авторе. Вдобавок, многое из того, что мы обсуждали с духами, нельзя принимать на веру без существенных оговорок. Из двадцати четырех экспериментов семь не принесли никаких результатов; в трех случаях удалось установить лишь голосовой контакт; в шести — добиться частичной материализации, а в восьми случаях вызываемые духи представали в зримом обличье полностью. Ни один из этих духов не явился в том облике, который приписывается ему в «Гоэтии». Все они принимали различные человекоподобные формы, от скелетообразных до чрезвычайно тучных. У всех глаза светились ярко-желтым светом и были, по всей видимости, лишены зрачков. Кожа у всех была голубоватая, как у разлагающегося трупа; и у всех имелись острые зубы или клыки, когти на руках, выпуклый лоб и пара коротких рожек прямо надо лбом. Носы их напоминали, скорее, звериные рыла; подбородки были необычно заострены, а уши, также остроконечные, располагались высоко на голове. Некоторые черты внешности — форма лица, оттенок кожи и отдельные особые приметы — варьировались в широких пределах. Кроме того, каждый дух, судя по всему, был способен изменять свой внешний вид.

Голоса тоже были самые разнообразные — от глубокого баритона до пронзительного сопрано. Каждое слово отдавалось эхом и вибрировало в голове оператора.  На самом деле я до сих не знаю, были ли эти голоса вообще слышны за пределами рабочего пространства. Наши ближайшие соседи упоминали о необычных шумах, доносившихся из нашего дома в ходе экспериментов[36], но никто из них не утверждал, что эти шумы походили на человеческие голоса. К счастью, моя рок-группа нередко репетировала у меня дома, и соседей удалось убедить, что это были звуки синтезатора.

Некоторые события повторялись при каждом успешном эксперименте. К их числу следует отнести странное лиловое свечение, заливавшее все рабочее пространство; мы с коллегой предположили, что через «врата», которыми приходил демон, в наш мир отчасти просачивалась и атмосфера демонического мира, принимавшая в свете свечей лиловый оттенок. Кроме того, над треугольником всегда появлялось воронкообразное облако, а из черного круга в центре треугольника как будто сочилось вязкое на вид, слизистое вещество. Всякий раз возникали странные воздушные потоки и электрические вспышки, а температура в помещении заметно падала.

Нам удалось вызвать Бима, Гималиэля[37], Андреальфуса, Хальфаса, Шакса, Гамигина, Набериуса и Мальфаса. В ходе двадцать четвертого (и последнего) эксперимента мы попытались вызвать Фуркаса[38], и это чуть было не кончилось катастрофой:  эффект был сопоставим со взрывом умеренной силы.  Так я убедился в том, что место для опытов выбрано неподходящее. Кроме того, я осознал, что пренебрегаю жизненно важными делами, чтобы выкроить время для магической работы, — а между тем без определенной финансовой стабильности продолжать эксперименты было бы невозможно. В итоге я решил сделать перерыв до той поры, пока не подыщу более удачное место для практики.

Приступая к эвокациям, я надеялся, в первую очередь, получить ответы на некоторые определенные вопросы, а во вторую — разбогатеть при помощи духов. Но, как выяснилось, гоэтические демоны не помогают разбогатеть. У них нет ни власти над современной финансовой системой, ни способности создавать из ничего драгоценные камни или старинные золотые монеты[39]. Они могут сообщать важные сведения из области различных оккультных дисциплин, таких как астрология, наука о магических свойствах растений и камней и так далее, а также давать любопытную личную информацию об отдельных людях, но ни на чем из этого сделать деньги законными способами невозможно. Кроме того, я убедился на практике, что любую содержательную информацию, полученную от демонов, будь то личного или общего свойства, следует принимать с осторожностью, не забывая о том, из какого источника она исходит. Все сведения необходимо тщательно взвешивать и проверять.

Тем не менее, для вызывания гоэтических демонов остается еще немало других причин. «Обязанности» этих духов, то есть их особые магические таланты, открывают перед магом поистине безграничные возможности. Спектр упомянутых «обязанностей» чрезвычайно широк — от управления землетрясениями до любовной магии, — но к числу самых важных демонических способностей относятся обучение различным оккультным искусствам и наукам, ответы на вопросы о событиях прошлого, настоящего и будущего и поиск потерянных вещей.

Кроме того, гоэтические духи могут нападать на врагов оператора и даже убивать их. Пару разу мне довелось вызвать переполох в оккультных группах и нажить себе недоброжелателей, но ни разу еще дело не зашло так далеко, чтобы пожелать кому-то мучительной и ужасной смерти, — да я и в принципе не способен на такую враждебность. Разумеется, любая подобная операция проходит по разряду черной магии, как та определяется выше, в главе 1[40].

С моей точки зрения, никакие материальные выгоды не стоят риска, с которым сопряжено вызывание гоэтических демонов. Желания любовного или сексуального характера куда проще исполнить при помощи талисманов и обращения к силам венерианской природы. Отличного фамильяра, то есть духа-помощника, можно добыть самостоятельно, просто подыскав сущность подходящего вам рода. А по вопросам лечения следует обращаться не к духам, а к компетентным специалистам-медикам.

Неизбежная угроза гибели может существенно перевесить любые потенциальные выгоды от получения желаемой информации, пусть даже самой ценной. Кроме того, не наберется и одного процента людей, способных без серьезных последствий выдержать ту физическую и душевную нагрузку, что выпадает на долю оператора. Следует признать, что эксперименты по эвокации сказались и на самом авторе этих строк — и не только благотворно. 

Негативные последствия заключаются в том, что эвокация требует огромных затрат энергии. Оператор истощает свои резервы, в результате чего процессы физического износа организма, похоже, ускоряются и клетки начинают преждевременно стареть. Нужно потратить годы на предварительную подготовку, регулярно и в полном объеме выполняя упражнения по накоплению энергии и просто физические упражнения, — в противном случае оператор почти наверняка не вынесет чисто физической нагрузки. Психологический стресс тоже очень силен и может повлечь за собой такие тяжелые душевные расстройства, по сравнению с которыми даже смерть покажется милосердным избавлением.

Тем не менее, для хорошо подготовленного и сведущего оператора гоэтическая эвокация не представляет особой опасности. Разумеется, все зависит от индивидуального физического и духовного состояния и от способности генерировать личную энергию, от умения должным образом изгонять стихийные и планетные энергии, а также от дотошного следования букве инструкций. Тому, кто желает стать опытным заклинателем, следует дисциплинированно выполнять различные упражнения, описанные в предыдущих томах этой серии. Частое и регулярное их выполнение на протяжении нескольких лет превратит мага в опытного оператора, способного экспериментировать с ритуальным вызыванием демонов.

Следует также отметить, что необходимость в эвокации на практике возникает редко. Маг-ритуалист может благополучно прожить всю жизнь, так ни разу и не прибегнув к этому инфернальному искусству, и это нисколько не принизит его как мастера. Ни один из самых знаменитых магов XIX—XX веков не провел ни одной полностью успешной гоэтической эвокации. Эти великие маги могли с огромным интересом изучать руководства по вызыванию духов — например, «Ключ Соломона», который на протяжении нескольких веков считался основным учебником по ритуальной магии. Но ни Алистер Кроули[41], ни Сэмюэл Л. Макгрегор Мазерс, ни Артур Э. Уэйт, ни Элифас Леви, ни Фрэнсис Баррет никогда не заявляли открыто, что им удалось провести успешную гоэтическую эвокацию, завершившуюся полноценным и зримым явлением вызываемого духа. Так же обстоит дело и со всеми известными современными исследователями оккультизма.

На настоящий момент автор знает лишь пятерых ныне живущих человек, способных на успешную эвокацию, и только одного из них — лично. Что касается остальных, то двое из них, проживающие, по-видимому, в Европе, проводили успешные эвокации и добивались впечатляющих результатов. Об их существовании автор узнал в ходе подготовки к собственным экспериментам — правда, из не вполне надежных источников. По-видимому, мастера ритуальной эвокации всеми силами стараются соблюдать секретность. На есть несколько причин, и самая главная из них — защита от тех, кто может вынудить мага проводить эвокации для них.

Необходимо отдавать себе отчет, что вызывать духов допустимо лишь ради своего духовного и интеллектуального развития, но не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление и доказать, что вы обладаете особыми способностями. Главные задачи зрелого мага-ритуалиста  — заботиться о поддержании запасов личной энергии и стараться достичь как можно более высокого уровня магического сознания. Он должен принять и соблюдать широко известное кредо мага: «Знать, дерзать, желать и хранить молчание»[42].

Глава 12

Заметки о демонической философии

Как уже упоминалось выше, диалоги с «гоэтическими» духами были не вполне рациональны и многое из того, что демоны сообщали в ходе бесед, нельзя было принимать буквально и на веру. Для публикации я выбрал лишь самые правдоподобные отрывки, а в этой главе собираюсь изложить некоторые выводы философского характера, к которым я пришел на основании бесед с теми духами, которые не слишком сопротивлялись расспросам.

Если «человеческая» вселенная основывается на каббалистической системе, то в основе «демонической» вселенной лежит система клипот. Существует демонический план, приблизительно соответствующий нашему физическому, хотя точнее было бы описать его как эквивалент нашего физического и астрального планов, вместе взятых[43]. Девятая и десятая клипот в сочетании составляют единую область «Геенны», так что физический и астральный планы мира демонов сосуществуют в одном «пространстве».

По структуре эти демонические планы во многом схожи со строением соответствующих планов человеческой вселенной. Для удобства обычно говорят, что мир демонов располагается «под» нашей вселенной, но в действительности это своего рода «иное измерение» на плане, параллельном нашему. Если считать человеческий мир «позитивным», то мир демонов будет его «негативной» противоположностью. По существу, родина демонов — это антиземля, на которой властвуют демоны, подобно тому как на нашей Земле властвуют люди. Человек не смог бы выжить в мире демонов — ни физически, ни астрально, — и, более того, совершить астральное путешествие в мир демонов по собственной воле, по-видимому, невозможно[44].

Семьдесят два главных гоэтических демона — это либо «падшие» ангелы, либо дети от союзов ангелов с людьми. Таким образом, срок их жизни неограничен. Другие демоны в большинстве своем поклоняются им как полубогам[45].

По меркам людей, редко доживающих и до ста лет, эти высшие демонические сущности практически бессмертны. По крайней мере, сами они себя «смертными» не считают, хотя на самом деле могут умереть от болезней или ран — но не «по естественным причинам», не от старости.



1. В других источниках 26-й демон гоэтической иерархии фигурирует под именами Бунэ (Bune) или Бимэ (Bime). В «Гоэтии» Мазерса-Кроули он описывается так: «Это сильный, великий и могучий Герцог. Он является в образе дракона о трех головах: одна — как у пса, другая — как у грифона, а третья — как у человека. Говорит он голосом высоким и приятным. Он переносит мертвых на другие места и заставляет Духов, подчиненных ему, собираться над вашими гробницами. Он дарует человеку богатство и делает его мудрым и красноречивым. Он дает правдивые ответы на вопросы. И под началом у него 30 легионов Духов».

2. Приблизительно 10,5 х 7,5 х 3 м.

3. Приблизительно 1,3 см.

4. Приблизительно 3,7 х 3,7 м.

5. Приблизительно 15,2 х 1,9 см.

6. Приблизительно 1,5 х 1,5 м.

7. Приблизительно 90 см.

8. Приблизительно 1,5 х 1,5 х 0,9 м.

9. Приблизительно 1,9 см.

10. Приблизительно 1, 3 см и 1,8 х 1,8 м.

11. Приблизительно 60 см.

12. Отчасти, возможно, это объясняется некоторыми опасениями с нашей стороны, которые мы открыто обсуждали друг с другом после ряда неудачных экспериментов. — Примеч. автора.

13. Мы взяли картотечный ящичек из черной стали, стандартного размера (рассчитанный на 3 х 5 карточек). — Примеч. автора.

14. Тексты отпущения и закрытия, приведенные в «Малом ключе», мы выучили еще раньше, в ходе предварительной подготовки (в начале 1985 года). — Примеч. автора.

15. Имеются в виду щиты, описанные в главе 6: на них изображены три кольца и начертаны слова силы: Тетраграмматон (TETRAGRAMMATON), Анафаксетон (ANAPHAXETON) и Михаэль (MICHAEL). — Примеч. автора.

16. Около 60 см.

17. Около 30—33 см.

18. Около 120 см.

19. Около 2,5 см.

20. Около 1,5 м.

21. Около 65 см.

22. Около 180—185 см.

23. Треугольник возвышался над полом примерно на 9 футов [около 275 см]. — Примеч. автора.

24. Около 90 см.

25. Очевидно, по Фаренгейту.

26. Около 15—20 см.

27. Я не оборачивался и не смотрел, что делает С.Г., но позже выяснилось, что наши наблюдения совпали практически во всех деталях. Обнаружилось лишь несколько незначительных расхождений, вполне объяснимых ввиду того, что мы наблюдали за происходящим с разных мест. — Примеч. автора.

28. Мой рост — 5 футов 9 дюймов [около 175 см]. — Примеч. автора.

29. Весь последующий диалог и беседы, воспроизведенные в следующих главах, были на скорую руку записаны моим коллегой С.Г. в ходе ритуала. Впоследствии, описывая эти события в своем личном дневнике, я воспользовался записями С.Г. — Примеч. автора.

30. Позднее я изучил эту последовательность имен и пришел к некоторым выводам глубоко личного характера. — Примеч. автора.

31. С.Г. тоже слышал этот голос и записал диалог достаточно точно. Повторю еще раз, что наши наблюдения различались лишь в нескольких мельчайших деталях. — Примеч. автора.

32. После обмена еще несколькими репликами дух все-таки сообщил свое «тайное имя». Но я счел за благо не включать это имя в книгу. Чрезвычайно важно, чтобы маг лично заставил демона открыть свое имя, не зная его заранее. Узнав это «тайное имя», он впоследствии сможет без особого труда вызывать этого духа вновь; теоретически, для этого достаточно будет прочесть первое заклинание. Но поскольку ничто в этой жизни не дается нам без труда, разглашать секретное имя Бима я не стану. Нижеследующий диалог начался сразу после того, как дух открыл свою тайну. — Примеч. автора.

33. Араб-Зарак (Гараб-Зарак, Гараб-Церек, др.-евр. «вóроны рассеяния») — традиционное название клипы, соответствующей сефире Нецах; Амаймон — король востока в иерархии «Гоэтии».

34. Следует добавить, что все это — мои личные предположения, подкрепить которые доказательствами я не могу. — Примеч. автора.

35. Около 20 х 25 см.

36. О самих экспериментах они, разумеется, ничего не знали. — Примеч. автора.

37. Духа с этим именем в каталоге «Гоэтии» нет. Прочие, не считая Бима (№26), в порядке перечисления фигурируют в каталоге под номерами 65, 38, 44, 4, 24 и 39.

38. №50.

39. Решусь предположить (хотя и не располагаю никакими тому доказательствами), что гипотетический автор этого гримуара, Соломон, будучи царем Израиля, имел возможность присваивать имущество умерших людей. Так что демон мог убивать для него богатых людей, после чего Соломон захватывал их состояние. — Примеч. автора.

40. В главе 1 автор определяет черную магию как «ритуальное действие, намерение и/или результаты которого носят вредоносный или негативный характер».

41. Джеральд Йорк в биографическом введении к «Библиографии сочинений Алистера Кроули» отмечает, что Кроули «только однажды сумел вызвать демона (Буэра) в частично зримом обличье». — Примеч. автора.

42. «Его Ангел без промедления возведет его на вершину Ордена R.C. и приуготовит его к встрече с невыразимым ужасом Бездны, отделяющей Человека от Божества; и благодаря наставничеству Ангела он Познает эту муку, Дерзнет принять эту судьбу, Возжелает этой катастрофы и будет вечно хранить Молчание об этом акте уничтожения» (Алистер Кроули, «Магия в теории и на практике», приложение II). — Примеч. автора.

43. Эти сущности — материал, из которого состоят человеческие кошмары, хотя сами они не видят снов. Их физические тела, в отличие от наших, человеческих, не нуждаются в сне. — Примеч. автора.

44. Теоретически, какой-нибудь великий адепт мог бы отправиться «вниз», на демонические планы, однако это была бы, в сущности, попытка «астрального самоубийства»: слишком уж опасна подобная авантюра. Шансы пережить такой опыт и вернуться в свое физическое тело исчезающе малы. — Примеч. автора.

45. Демоны, рожденные от других демонов, в среднем живут около ста пятидесяти лет. Болезни среди них — большая редкость, потому что лишь немногим вирусам и бактериям удается выжить в условиях демонического мира. — Примеч. автора.

© Перевод: Анна Блейз, 2015

Ссылки