Операции гидромантии (прорицание по воде)
1. Прорицание при помощи сосуда с водой (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)

Магистр, ученик и изображение магического круга.
Надпись в центре пентаграммы: «Отрок».
Имена вокруг квадрата: Летайя (Letaia), Лекамини (Lekamini), Лехагло (Lekhaglo), Гон (Gon), Лекафтри (Lekaphthri), Апалга (Apagla), Мариалакаринау (Marialakarinau), Латаго (Latago), Логам (Logam).
Надпись у входа в квадрат: «Восток».
Имена вокруг круга: Адонай (Adonai), Саваоф (Sabaoth), Адонай (Adonai), Тодас (Todas), Адонай (Adonai), Амат (Amath), A.
Надпись у входа в круг: «Запад. На расстоянии трех футов».
Надпись над головой магистра: «Персидский леканомант по имени Аполлоний».
Надпись над сосудом с водой: «Сосуд с водой».
Надпись под сосудом с водой: «Камень».
Надпись слева вверху от круга: «Начерти круг ножом с черной рукоятью, окури его, очисти его и помолись».
Надпись слева внизу от круга: «Врата квадрата расположены на расстоянии трех футов от врат круга».
Надпись справа вверху от круга: «Запечатай верхние врата этими [именами]: Иабаа (Iabaa), Мораса (Morasa), Мпаот (Mpaoth)».
Надпись справа внизу от круга: «А после того, как отрок войдет во врата, запечатай их буквами: Тетраграмматон, Альфа, О[мега], Адонай».
В час Солнца и Льва, после того как проведешь восемь дней в чистоте, возьми девственного отрока и новый сосуд для воды. Наполни сосуд дождевой водой, ступай в чистое место, ни с кем по дороге не разговаривая и не оглядываясь, и поставь сосуд на камень. Пусть отрок преклонит колени, а колени его должны быть обнажены и голова — непокрыта. Покрой ему голову красной тряпицей. Зажги три красных свечи на расстоянии одной пяди друг от друга. Окури сосуд с водой и место [работы] и положи в сосуд серебряную монету, кусок виноградной лозы и магнит. Начерти вокруг отрока круг, о магистр, и произнеси над отроком и над сосудом следующие имена:
Ацам (Atzam), Цоалакум (Tzoalakoum), Геамай (Geamai), Сацине (Satzyne), Калесайнес (Kalesaines), Тон (Ton), Тапемас (Tapemas), Тафиду (Taphydou), Элипе (Elylpe), Силтан (Syltan), Гиалоти (Gialoti), Мпалотнцем (Mpalontzem), Тара (Thara), Пахахесесан (Pakhakhesesan), Силбахама (Sylbakhama), Мусамухана (Mousamoukhana), Арага (Araga), Расай (Rhasai), Рагана (Rhagana), Обрас (Obras), Уборагорас (Ouboragoras), Цупа (Tzoupa), Биапофха (Biapophkha), Тамбалахакем (Tambalakhakem), Парахемацум (Parakhematzoum), Ту (Tou), Итана (Itana), Бафутия (Baphoutia), Пахахе (Pakhakhe), Танретокус (Tanretokous), Настратиэ (Nastratie), Пахахиэлея (Pakhakhyelea), Тибалоце (Tybalotze), Энкайка (Enkaika), Парпара (Parpara), Умебрас (Oumebras), Хемацум (Khematzoum).
Произноси эти имена над сосудом с водой. Отрок должен смотреть в сосуд неотрывно и не вертеть головой по сторонам. Ты же, о магистр, вели отроку смотреть в сосуд и прикажи вышеперечисленным духам войти в него [т.е., в сосуд]:
Заповедью Бога живого, чистотой Иоанна Крестителя, моей собственной силой и девственностью отрока сего — повелеваю: приди немедля и ответьте мне правдиво на все, о чем я вопрошу вас!
Затем громко прочитай над головою отрока 18-й псалом: «Небеса проповедуют славу Божию» и [42-й псалом:] «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым». Когда же дочитаешь их, подожди немного, а затем спроси отрока, видит ли он что-нибудь. Он скажет тебе, если видит. И если он увидит одного из них [т.е., из вышеперечисленных духов], ты, о магистр, вели отроку, чтобы он сказал ему:
Мой магистр заклинает тебя привести сюда и твоего сотоварища.
Ты же, о магистр, снова прочитай псалмы над головою отрока. И когда он увидит второго [духа], закляни их [т.е., обоих духов] первым заклинанием [т.е., списком имен, приведенным выше], чтобы они пошли и принесли свою книгу и поклялись [на ней], что будут отвечать на все, о чем бы ты ни спросил, и не покинут этого места, пока не поведают тебе всю правду. Затем вопрошай их, и они ответят на любой твой вопрос. Если будешь спрашивать про вора, закляни их еще раз заповедью Бога живого и чистотой Иоанна Крестителя, чтобы они привели этого вора [т.е., показали его в воде]. И они приведут его и дадут тебе записать его имя и фамилию. Заклинай их постоянно, чтобы они отвечали тебе, задавай им вопросы и повторяй вышеназванные имена: Рага (Rhaga), Расе (Rhase), Рагана (Rhagana) и так далее[1]. Затем скажи:
Заклинаю вас заповедью Бога живого, Бога святого, Бога могучего, Бога истинного, сотворившего небо и землю, того, кто есть Альфа и О[мега], Начало и Конец; заповедью Бога-Отца, Сына и Святого Духа; семью дарами Святого Духа, [именами] Адонай (Adonai), Эуке (Eouke), Заре (Zare) и Ииэ (Yie); Тетраграмматоном; Богом Авраама, Исаака и Иакова; Богом Моисея и силой, дарованной ему на горе Кармил; Богом Илии-пророка и силой, ему дарованной; Богом Елисея и Богом всех святых; млеком, коим Господа нашего Иисуса Христа вспоила пресвятая Матерь Божья; Богом, низвергшим вас с небес; силою четырех и двадцати ваших старейшин; силою магистра сего и девственностью [отрока сего]: скажите мне правду!
Вели отроку громко прочитать вслух это заклинание. Ты же прочитай вышеупомянутые псалмы над головою отрока.
2. Прорицание при помощи сосуда с водой (MS Harley 5596)
Возьми новый сосуд для воды и наполни его водой из источника, текущего противосолонь. Пока будешь ходить за водой, нельзя ни говорить, ни встречаться ни с кем, ни даже оглядываться. Исполнить это следует на пятый, седьмой, тринадцатый, семнадцатый, двадцать первый, двадцать пятый или двадцать девяты день луны. С тобой должен быть девственный отрок. Добавь в сосуд лавровое масло, чтобы жидкость дошла до краев. На восходе солнца возьми нож искусства, начерти круг Соломона и войди в него вместе с отроком.

Магический круг для прорицания по сосуду с водой.
Надпись в центре: Место для отрока или ученика и для магистра.
Надписи по кругу, от верхней точки по часовой стрелке: Адонай (Adonai), Элой (Eloi), Мотай (Mothai), Тетраграмматос (Tetragrammatos).
Затем повтори эти имена одиннадцать раз на ухо отроку:
Асге (Asge), Мотаргемме (Motargemme), Пагесесеххе (Pagesesekhkhe), Исах (Isakh), Асакисухар (Asakisoukhar), Нунбанта (Nounbanta).
Когда повторишь их одиннадцать раз, начинай читать заклинание:
О духи, чьи деяния сладостны, о духи, сокрытые от людей и обращающие лицо свое, куда вам будет угодно, — во имя огненного ангела и меча, обращающегося во все стороны, во имя семерых могучих королей, правящих вами, во имя багряного агнца и могучего льва: да предстанет предо мною ваш сонм, ибо я желаю вопросить вас!
Затем спроси отрока, не пришли ли они. Он увидит некое воинство. Прикажи им принести престол их короля. Король воссядет, и все его воинство воссядет, и начнут они пировать. Когда же они закончат трапезу, скажи:
Заклинаю вас именами Абраки (Abraki), Париэль (Pariel) и Асриэль (Asriel): не уходите, пока я не спрошу, о чем желаю. Принесите символ вашего служения и книгу вашего завета. Принесите клятву на них и поклянитесь именами своих начальников и вождей: Бабета (Babet), Бальтасара (Baltasar), Пальтасара (Paltasar), Беэльзебула (Beelzeboul), Сихапона (Siekhapon), что в ответ на мои вопросы вы не солжете, но поведаете мне все правдиво и ясно.
Если хочешь спросить о воре, закляни их так:
Заклинаю вас именами ангелов: Алмеэль (Almeel), Кальсиэль (Kalsiel), Сархиэль (Sarkhiel) и Параэль (Parael), — назовите мне имя вора, укравшего такую-то и такую-то вещь, опишите его одежду и откройте, где он прячет эту вещь. Покажите мне тотчас же, каков он из себя и во что одет.
Если хочешь спросить о человеке, который находится в чужих краях, заклинай так:
Заклинаю вас именами: Марпихель (Marpikhel), Фарнимпаэль (Pharnimpael), Самторте (Samtorte) и Амиоб (Amiob), — скажите мне, жив он или мертв (или: что у него на уме).
О будущем: если хочешь узнать, выйдет ли толк из какого-дела, заклинай так:
Заклинаю вас именами: Сантельфон (Santelphon), Кохбиэль (Kokhbiel), Рециэль (Retziel) и Сарпиэль (Sarpiel), — скажите мне, выйдет ли толк из такого-то и такого-то дела.
Если хочешь узнать, умрет или выживет больной:
Заклинаю вас именами: Саргиле (Sargile), Омпениэль (Ompeniel), Лециэль (Letziel) и Рамациэль (Ramatziel), — скажите мне, выживет он или умрет.
Если хочешь спросить о кладе:
Заклинаю вас именами: Нуриэль (Nouriel), Матниэль (Mathniel), Пехта (Pekhtha), Битиэль (Bithiel) и Рафаэль (Rhaphael), — скажите мне, где находится клад.
Если хочешь выведать тайны какой-либо женщины или мужчины, заклинай так:
Заклинаю вас именами: Таксузиэль (Taxouziel), Абесабеэль (Abesabeel), Агерахкиэль (Agerakhkiel) и Мекисамиэль (Mekisamiel), — скажите мне, что они делали и что будут делать.
Когда захочешь изгнать их:
Я спросил, о чем хотел. Ступайте с миром. Когда я стану заклинать вас снова, придите охотно. Заклинаю вас именами святых ангелов Тисизаэля (Tisizael) и Михаэля (Mikhael): не причиняйте вреда ни этому отроку, ни мне, ни днем, ни ночью.
3. Прорицание при помощи медной чаши с водой (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)
Возьми медную чашу и напиши у нее на дне, с нижней стороны: Цететрель (Tzetetrel). Возьми также корень крапивы и напиши на нем: Цететрель (Tzetetrel). Положи корень в медную чашу, наполненную водой[2]. И увидишь в ней все, что захочешь.
4. Прорицание при помощи таза, чайника и стеклянной чаши с водой и маслом (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)
Начерти на земле совершенно ровный круг. Помести внутри круга таз, а внутри таза — медный чайник, не луженый оловом. Чайник должен быть перевернут донышком вверх. Затем возьми чистую стеклянную чашу, наполни ее водой и добавь немного растительного масла, только чтобы оно покрыло воду. Поставь чашу на донышко чайника. Затем пусть внутри круга, лицом к востоку, сядет чистое и девственное дитя мужского или женского пола, возрастом не более десяти лет. Перед тем дай ребенку желтую тряпицу, чтобы он покрыл себе щеки, лоб и локти. Пусть дитя не думает ни о чем другом и не смотрит ни на что другое, а только на стеклянную чашу, что стоит на перевернутом чайнике в тазу. Затем сделай следующее: когда дитя усядется так, как сказано, и сосредоточится на стеклянной чаше, встань слева от него и прошепчи эти имена ему в левое ухо:
Пааг (Paag), Паатааг (Paataag), Маэх (Maekh), Маахаах (Maakhaakh), Киелон (Kyelon), Kyelon, Kyelon[3].
Затем дитя увидит четырех сияющих мужей посреди таза, и они поведают ему обо всем, что ты желаешь знать. Дитя должно быть достаточно разумным, чтобы суметь рассказать об этих мужах[4]. Если они не появятся, перейди на правую сторону и произнеси вышеназванные имена в [правое] ухо ребенку, и тогда они появятся. Пока проводишь это прорицание, храни чистоту [и воздерживайся] от всякой скверны.
II. Операция онихомантии (прорицание по ногтю) (MS Bononiensis Univers. 3632)
Возьми девственного отрока и усади его на трехногий стул. Приберись в доме, чтобы в нем было все готово и чисто. Начерти круг под стулом. Возьми нож с черной рукоятью, прикрепленной тремя заклепками, и воткни его в круг. Поскреби ноготь на правой руке отрока и помажь его прозрачным маслом. Под этим ногтем, то есть на другой стороне пальца, начерти знак: Iiei O. Затем напиши на этом же пальце другой знак: Iloii. Этот же знак начерти знак корицей у отрока на лбу. Затем произнеси следующие слова прямо над ухом отрока:
Зегам (Zegam), Ригам (Rygam), Дигема (Digema), Митам (Mytam), Бегама (Begama), Ретмай (Retmai), Карпеда (Karpeda), Тада (Tada), Антаар (Antaar), Уцаар (Outzaar), Ансто (Ansto), Эхе (Ekhe), Безама (Bezama), Анзо (Anzo), Анзо (Anzo).
Повтори эти имена на ухо отроку четырнадцать раз. Затем спроси отрока, и он скажет тебе, что он видит [на поверхности ногтя]. И прежде, чем говорить с королем [духов], приветствуй его такими словами:
Ритон (Ryton), Пармитон (Parmyton), Эххроган (Ekhkhrogan), Садоан (Sadoan), Азах (Azakh), Пазат (Pazat), Анаис (Anais).
Если же он не откроет тебе правду, закляни их [т.е. духов] так:
Заклинаю вас именами Господа; заклинаю вас именем Бога живого и царя небесного; именем Акратон (Akraton), именем Ахдон (Akhdon), именем Астразамон (Astrazamon), именем Абримам (Abrimam), именем Замге (Zamge), Зигаэль (Zygael).
Затем вели им привести быка или ягненка, зарезать его ножом, который [воткнут] под стулом, приготовить его на огне и съесть перед тобою. А отрок пусть все это время смотрит на ноготь. Когда же они наедятся и напьются, спрашивай их, о чем захочешь. Когда они ответят на твои вопросы и ты захочешь отпустить их, окури все это место ладаном, возьми нож из-под стула, сотри со лба отрока знак и скажи: «Ступайте с миром». Этим прорицанием надобно заниматься на рассвете ясного, безоблачного, безветренного и солнечного дня.
III. Операции катоптромантии (прорицание при помощи зеркала)
1. Прорицание при помощи зеркала (MS Bononiensis Univers. 3632)
Действенная операция для всего, о чем хочешь узнать.
Возьми чистое зеркало и дай его держать девственному отроку. Произнеси эти слова отроку в правое ухо:
Фиэль (Phiel), Мпиет Реэль (Mpiet Rheel), Нтасамо (Ntasamo), Лардас (Lardas), Кулменас (Koulmenas), Френтаэль (Phrentael), Салмоннем (Salmonnem), Салмонем (Salmonem), заклинаю вас всех, сотоварищей Мпельцампеля (Mpeltzampel), первого среди вас: придите сей же час, без промедления, теперь же, и откройте этому отроку всю правду о том, о чем я желаю знать.
И если отрок увидит в зеркале какого-нибудь духа, мастер должен сказать ему [т.е. духу]: «Тама (Tama), добро пожаловать». Затем скажи: «Не желаешь ли поесть?» Если они [духи] ответят: «Да, желаем», — вели отроку, чтобы он сказал: «Пусть придут олени и быки». Затем пусть отрок скажет: «Я хочу, чтобы вы освежевали их и приготовили, а затем накрыли на стол». Затем закляни его [духа] снова:
Заклинаю вас, демоны, Отцом, Сыном и Духом Святым: приведите Мпельцампиля (Mpeltzampyl), первого среди вас, чтобы он дозволил вам сесть за стол. Пусть первый среди вас воссядет на престол свой и приступит к трапезе.
Затем вели отроку сказать:
О Мпельцампель (Mpeltzampel), первый из демонов, пусть придет священник из дома твоего и принесет книгу. Отвечай на все, о чем я спрошу тебя.
Затем, когда закончишь операцию, скажи им:
Ступайте по своим местам, никому не причиняя вреда.
2. Как найти вора при помощи зеркала[5] (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Harley 5596)
Найди чистого, девственного и грамотного отрока восьми лет от роду. Возьми нож с черной рукоятью и зеркало и ступай в укромное место так, чтобы тебя никто не видел. Затем начерти на земле ножом подобие могилы {Bon.: круг, подобный могиле}, и вокруг него начерти пентаграммы. Затем пусть отрок сядет в центр {Bon.: этого circulum, то есть круга}. Воткни нож в землю перед отроком, положи зеркало на нож и вели отроку, чтобы он держал зеркало руками. Отрок должен рассказывать магистру обо всем, что он видит в зеркало. Разумеется, отрок не должен вертеть головой по сторонам: пусть смотрит в зеркало неотрывно. Мастер читает заклинание, а отрок должен повторять за ним:
Зира (Zyra), Зира, Эзира (Ezyra), Замара (Zamara), Замара, Замара, Тиате (Thiate), Тиате, Тиате, Цито (Tzitó), Цето (Tzetó), Цето, Амен (Amen), Амен, Амен. О госпожа, королева Симпилия (Sympilia)[6], мой магистр повелевает тебе этими именами, и именем by Анекфтенайто (Anekphthenaitó)[7], и силой моей девственности: преобрази это зеркало, сделай его черным, красным и желтым. И пусть в нем появится широкая дорога. И пусть приедет [по ней] хромой всадник-повар.
Обращение к духу:
О повар, мой магистр повелевает тебе послать слугу твоего, где бы он сейчас ни был, на самую высокую гору и привести оттуда трех {Har.: хороших} ягнят.
Он [дух] уходит и возвращается. Обращение к духу:
О повар, мой магистр повелевает тебе зарезать их, освежевать и собрать их кровь в серебряный {Har.: золотой} кубок. Пей эту кровь и возрадуйся.
Обращение к духу:
О повар, мой магистр повелевает тебе разрезать их на куски и часть из них сварить, а прочие быстро зажарить. Пусть госпожа, королева Симпилия, придет со своим народом. Пусть воссядет, пусть есть и пьет и возрадуется.
Обращение к духу и подтверждение:
О повар, мой магистр повелевает тебе принести золотые столы, золотые стулья {Har.: золотые стулья, стол}, скатерти {Har.: скатерть}, серебряные кубки, белые хлеба и тонкие вина и приготовить все это [для трапезы].
Обращение к духу:
О повар, мой магистр повелевает госпоже, королеве Симпилии, прийти сюда вместе со своим народом. Пусть займет свое место и возрадуется. {Har.: Пусть сядут на свои места, пусть едят и пьют и радуются.}
Когда же они [т.е. королева и ее свита] придут, и займут свои места [за столами], и возрадуются, произнеси {Har.: Когда же отрок увидит, что они сделали все, как было сказано, и завершили [трапезу], произнеси}:
О госпожа, королева Симпилия, мой магистр повелевает тебе послать твоего слугу к Соломону, царю Лакедемонии[8], чтобы тот вручил ему талисман, скрепленный стальным гвоздем и запечатаный триграммой. И пусть твой слуга принесет сюда этот талисман, чтобы твои вельможи поклялись на нем отвечать правдиво и верно и открыть мне истину обо всем, о чем бы я у них ни спросил.
Затем, когда увидишь, что все принесли клятву, пусть отрок смотрит в зеркало внимательно и неотрывно, а магистр пусть попросит его подробно описать все, что там происходит. Отрок отвечает, рассказывая, что он видит в зеркале. Затем магистр говорит:
О вельможи, [заклинаю вас] клятвой, которую вы принесли, и Страшным судом, [на котором] вас будут судить: говорите мне правду!
Затем спроси, о чем хочешь, — о кладе или чем угодно ином. Если получишь ответ с первого же раза, хорошо. Если же нет, начни все с самого начала, и на сей раз получишь ответ. Можно повторить это и в третий раз, но не больше[9]. Отрок должен быть опытным в таких делах и обладать хорошим зрением. Когда отрок встанет, возьми зеркало и скажи:
Ступайте, ешьте, пейте и возвращайтесь, когда я призову вас снова.
Затем возьми нож и очисти место, где были начерчены пентаграммы.
Можешь повторить все это в другое время, если пожелаешь.
3. Прорицание при помощи пустого таза (MS Neapolitanus II C.33)
В первый час первого дня[10], на восходе солнца, возьми новый пустой таз. Затем ступай на старый перекресток трех дорог, выкопай яму и поставь в нее таз. Ночью найди черного коня и отправляйся верхом на нем [на перекресток], держа в руке человеческую кость. Скажи следующее:
Ксерион (Xerion), Арием (Ariem), Сальфренас (Salphrenas), Мороэс (Moroes), Мизксаул (Mizxaoul), Эмнтдбл (Emntdbl), Форель (Phorel), Фереэль (Phereel), Наркису (Narkisou), Ксимпона (Xympona), Сарафаэль (Saraphael), Берзебуэль (Berzebouel), Мунохот (Mounokhoth), Алаэль (Alael), Мисоклесус (Misoklesous), демоны запада, демоны Овна; демоны великого Аида, первый среди которых именуется Орнеас (Orneas)[11]; Тет (Theth), Мальдуор (Maldouor), Фартуэль (Phartouel), Сарсанна (Sarsanna), Каркинар (Karkinar) и порождеье его, Оноскелис (Onoskelis)[12]; именем Семирамеля (Semiramel), о демоны перекрестка трех дорог, придите и отвечайте мне!
Не бойся, но сосредоточься. Говори с ними. Когда закончишь, скажи:
Огненные колесницы небес и царь Саваоф (Sabaoth), Тетраграмматон, Эйс Назореос, Неос (Eis Nazoreos, Neos)[13].
Пойми и раздели.
4. Прорицание при помощи зеркала, погруженного в воду (MS Parisinus Gr. 2419)
Возьми чайник и вечером, после заката, ни с кем не разговаривая, набери воду из источника, который никогда не пересыхает. Весь этот день (а это должен быть день Меркурия) постись и храни себя в чистоте. Перелей воду в чистую миску золотого цвета и оставь ее на ночь вне дома, под звездами и безоблачным небом. Безымянным пальцем левой руки напиши на стенках чаши по кругу вопрос, который ты желаешь задать. На рассвете вернись к воде и возьми с собой чистое зеркало. Воззови к имени Божьему, положи зеркало в воду так, чтобы над ним осталось воды на палец, и повтори то, что ты написал безымянным пальцем. Затем прочитай 57-й и 77-й псалмы[14]. Затем смотри в зеркало, лежащее под водой, и ты увидишь видение, отвечающее на твой вопрос.
IV. Операции кристалломантии (прорицание по кристаллу)
1. Прорицание по кристальному камню (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)
Возьми кристальный камень, дай его отроку, и пусть он держит его против солнечных лучей {Vin.: на рассвете} и скажет так:
Христос [из] Назарета, царь иудейский.
Повтори семь раз на ухо отроку:
Он (On), Адонай (Adonai), Саваоф (Sabaoth), Ээль (Eel) {Vin.: Иэль (Iel)}, Элои (Eloi), Сафер (Sapher), Эмануэлен (Emanouelen), Альфа (Alpha), — я провозглашаю вас здесь, о святые имена Христа, и молю вас прислать вора к этому отроку, чтобы он увидел и узнал его.
Пусть отрок держит камень против солнца и смотрит в него внимательно, — и он увидит [вора].
V. Операция овомантии (прорицание по яйцу) (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)
Возьми от черной курицы первое яйцо, которое она снесет в четверг, и положи его в оливковое масло на все время от рассвета до полудня. Затем вынь его из масла и ступай в тихое, укромное место, открытое жаркому солнцу. Подставь яйцо солнечным лучам и скажи:
Заклинаю тебя, яйцо, Богом истинным, Богом живым, Богом святым, который властвует надо всем сущим: яви мне свою милость и покажи мне совершенную правду обо всем, о чем я спрошу тебя.
Назови, что ты хочешь [увидеть], — и ты тотчас же это увидишь. Занимайся этим прорицанием в новолуние.
VI. Операции некромантии (прорицание при помощи духов умерших)
1. Некромантическая операция с черепом (MS Bononiensis Univers. 3632)
Чтобы беседовать с духом фамильяра раз в неделю, по четвергам.
Возьми череп мертвого человека и обмой его густым отваром тимьяна, то есть чабреца, и пижмы[15]. Когда он высохнет, начерти на лбу черепа следующие знаки [в рукописи два графических символа и гексаграмма]. На лице черепа напиши следующие имена, чтобы они образовали крест: Батабель (Batabel), Лестеру (Lesterou), Белиал (Belial), Устиэль (Oustiel), Нигрофол (Nigrophol). А на затылке начерти этот знак [в рукописи два графических символа]. Затем оставь череп под открытым небом на крыльце дома, в котором ты будешь проводить операцию. Положи его там в четверг и пусть пролежит всю ночь. Если же хочешь работать под открытым небом, положи череп на перекрестке трех дорог, на равнине или на лугу, и пусть остается там до утра. Когда пойдешь туда на следующее утро, то есть в пятницу, на тебе должны быть длинная чистая туника и черный пояс, выделанный из кожи черного кота или кошки. Затем, придя туда, возьми череп в рук, положи его на перекрестке трех дорог, возьми несколько веток лавра и сядь рядом. Произнеси следующие имена слова:
Заклинаю тебя пятью вышеназванными силами[16], пятью ранами Господа нашего, Иисуса Христа, пятью книгами Моисея и пятью ячменными хлебами[17]: как эта голова распалась на части, из которых состояла, как твой господин, первый ангел, отпал от изначальной благодати, так ты приди сюда, под этот череп, не причиняя мне никакого вреда и не убивая меня. Приди охотно, отозвавшись на мои молитвы, и дай правдивые ответы на мои вопросы; отвечай на все, о чем я вопрошу, по воле моей, безо всякой лжи, неправды и обмана.
Затем задавай ему вопросы, какие захочешь, и они [т.е. вызванные духи] ответят тебя. Когда же захочешь отпустить их, произнеси имя «Тибал» (Tybal) три раза и скажи:
Возвращайтесь все на свои места. Да пребудет мир между вами и нами.
Затем заверни череп в чистый лен и спрячь его, где захочешь.
2. «Способ освящения черепа, согласно Гелиодору» (МS Parisinus Gr. 2419 и MS Mediolanensis H 2 infer.)
Возьми старый человеческий череп, омывай его чистой водой на протяжении трех ночей, заверни в чистую тряпицу, ступай на перепутье трех дорог и напиши на лбу черепа эти имена: Мпуак (Mpouak), Сариак (Sariak), Луцефер (Loutzepher). Затем возьми ребро повешенного, сделай из него обруч, положи внутрь обруча шкуру черной кошки, положи череп на шкуру и произнеси следующие слова:
Заклинаю вас именами, начертанными на челе этого черепа: покажите и скажите мне всю правду о том, о чем бы я ни спросил!
Затем оставь череп и ступай с миром. А когда запоют петухи, возвращайся и забери его. Храни его в тайне ото всех. Когда захочешь вопросить его, держи пост три дня; не вкушай даже хлеба и воды. Вопроси его ночью, и он ответит тебе обо всем, что ты захочешь узнать.
VII. Операции вызывания духов
1. Вызывание черного демона (MS Bononiensis Univers. 3632)
Займись этим после того, как пройдет третий час ночи. Приберись у себя в доме, чтобы там стало совершенно чисто и пусто. Постели новую скатерть на новый стол и поставь на нее пустую миску и две зажженных свечи в подсвечниках, по одной с каждой стороны. По остальным сторонам столпа поставь еще одну глиняную миску [с питьем] и кадило с углями и благовонием и положи различные очищенные плоды. Затем возьми в правую руку нож с черной рукоятью и трижды начерти им вокруг стола круг, всякий раз читая следующее заклинание:
Заклинаю тебя, Морце (Mortze), или призрак человеческий, или дух, обитающий в этом месте: ныне приди на зов мой к этому столу, который я для тебя приготовил! Ешь и пей эту пищу [и питье], которые я для тебя приготовил.
И когда увидишь, что он поел, закляни его так:
Заклинаю тебя, Морце, чтобы ты не испражнялся и не мочился до тех пор, пока не откроешь мне всю правду о том, о чем я тебя спрошу.
Повтори это три раза, обходя вокруг стола с ножом. А когда завершишь третий круг, воткни нож в столешницу и произнеси следующее:
Вот, я пригвоздил тебя сюда, Морце, или дух, обитающий в этом месте!
И он тотчас же придет к тебе. Спрашивай его, о чем захочешь, и он ответит на все твои вопросы. А когда захочешь прогнать его, вытащи нож из столешницы, и дух уйдет от тебя прочь. Делай это на растущей луне.
2. Вызывание Кале (Kale), Госпожи Гор (MS Bononiensis Univers. 3632 и MS Vindobonensis Phil. Gr. 108)
Первого августа положи в миску мед и сосновые орехи, возьми шелковые лоскуты разных цветов и напиши на пергаменте следующие слова: «Линомо (Linomo), Куоро (Kouoro)». В тот же день возьми все эти вещи и ступай на гору. В полдень положи их на голую скалу и спрячься.
Госпожа Гор придет и скажет: «Кто сделал для меня это доброе дело?» Тогда отвечай ей так: «Я это сделал, и я хочу того-то и того-то». Она скажет: «Ступай, и да исполнится твое желание».
Свяжи шелковые лоскуты в крученую веревку и повесь ее на шею своего коня. Кроме того, напиши на пергаменте слова «убийца ветра» и привяжи его на правую переднюю ногу коня. На левую переднюю ногу — [пергамент] с надписью «орел, летающий высоко». На одну из задних ног — с надписью «победа», а на другую — с надписью «сила». Изготовь все это как талисманы и подвесь, как я сказал. И твой конь будет мчаться, как орел.
3. Как изгнать духа из одержимого человека и заточить его в бутыль (MS Harley 5596)
Возьми бутыль и поставь ее на стол. Затем подложи под нее новый отрез ткани, гвоздику, мускус и гальбан. Зажги четыре свечи и приведи девственного отрока. Одержимый человек должен находиться поблизости от бутыли, на удобном расстоянии. Отрок должен смотреть в бутыль. Прочитай это заклинание прямо в уши одержимого — сначала в левое ухо, затем в правое:
Заклинаю тебя, дух злой и нечистый, великим именем Бога Саваофа, откровением Божьим, которое он даровал Моисею на горе Синай, именем Святого Святых, именами святых ангелов Михаэля (Mikhael), Габриэля (Gabriel), Уруэля (Ourouel) и Рафаэля (Rhaphael) и именами семи ангелов, воздымающих ветра. Да воздымут они тебя и изгонят из трехсот шестидесяти пяти сустав и костных жил этого человека, дабы ты изошел из них прочь! Я отошлю тебя в другое место. Заклинаю тебя, злой демон, грозным Богом, милостью и силой Святого Духа и плачем под крестом Христа моего: изойди из этого человека и войди в эту бутыль, и я отошлю тебя в такое-то и такое-то место. И снова заклинаю тебя чудесами ангелов и святых, их молитвами и благодатью, что снизошла на них. Заклинаю тебя Богом, кого боится всякая тварь, зримая и незримая: изыди из этого человека и войди в эту бутыль, дабы я отослал тебя в такое-то и такое-то место.
Затем спроси отрока, видит ли он в бутыли какого-нибудь человека во плоти. И если отрок скажет: «Да, он внутри», — возьми воск и запечатай горлышко бутыли, а отроку скажи, чтобы он приказал ему никуда оттуда не выходить. На отроке должна быть такая филактерия [изображение]. Что же до бутыли, то возьми кусок пергамента, начерти на нем пентаграмму и помести на горлышко бутыли.

Фрагмент рукописи с изображением на филактерии и с пентаграммой
VIII. Операция для обретения невидимости (MS Harley 5596)
Возьми сухой череп человека, умершего не своей смертью. Ступай в тайное место, недоступное и неприступное, и прочитай над черепом эти имена:
О Господи, даруй мне невидимость, — именами Теофаэль (Theophael), Диокайдес (Diokaides), Перидон (Peridon), Энаркале (Enarkale), Эсбоиэль (Esboiel), Апелут (Apelout), Гакаркентос (Gakarkentos), — дабы я достиг своей цели в этой работе.
Затем возьми семена травы под названием «коракия» (korakia). Римляне называют ее «фабенбесия»[18], то есть кормовой боб. Положи по одному бобу в каждую глазницу [черепа] и еще один — в рот. Покрой череп землей и произнеси:
Как глаза мертвеца не видят живых, так эти бобы пусть сделают меня невидимым, куда бы я ни пошел.
А когда бобы прорастут, смотри, не потеряй ни одного из них, но вылущи их из шелухи и храни все вместе. Затем возьми зеркало и бери в руку эти бобу по одному, один за другим. Когда перестанешь видеть себя в зеркале, знай, что этот-то боб тебе и нужен. Носи его на себе и ходи куда хочешь: никто тебя не увидит.
1. Имеются в виду имена Арага (Araga), Расай (Rhasai), Рагана (Rhagana) из первого заклинания.
2. В версии MS Vindobonensis Phil. Gr. 108 отсюда и до конца операции: «Дай ее отроку, пусть держит ее, и он увидит в ней все, что хочет».
3. В версии MS Bononiensis Univers. 3632 эти имена переправлены другой рукой на следующие: «Мпааг (Mpaag), Мпаатааг (Mpaataag), Маах (Maakh), Маахаах (Maakhaakh), Киилон (Kyylon), Kyylon, Kyylon». В версии MS Vindobonensis Phil. Gr. 108: «Мпаатааг (Mpaataag), Мааэх (Maaekh), Маахаах (Maakhaakh), Кикилон (Kykilon), Кикилон (Kykylon), Кикилон (Kykylon)».
4. В версии MS Vindobonensis Phil. Gr. 108: «Дитя должно быть голубоглазым, а также достаточно смышленым и разумным, чтобы действовать подобным образом”.
5. В действительности это более универсальный способ прорицания, предназначенный не только для установления личности вора.
6. Вероятно, искаженное «Сивилия», т.е. сивилла.
7. Вариант божественного имени «Анафаксетон» (Anaphaxeton) или «Анафенатон» (Anaphenaton); в «Ключе Соломона» и многих «соломоновых» гримуарах это имя пишется вдоль одной из сторон треугольника для вызывания духов (наряду с именами «Примеаутон» [Primeauton] и «Тетраграмматон»). Вариант «Анафаксетон» предположительно происходит от древнегреческих слов ana («посредством, при помощи») и fwj («свет»), а вариант «Анафенатон» — от ana и fainw («светить, светиться» или «являться, показывать, обнаруживать»). Имя «Примеаутон» возводят к сочетанию латинского prima («первая») и древнегреческого eu («хороший, благой»).
8. Лакедемония — другое название Спарты, к которой царь Соломон не имел никакого отношения. Предположительно это слово использовано здесь в ином смысле — как гипотетическое место обитания демонов.
9. В версии MS Harley 5596 отсюда и до конца операции: «Отрок должен быть чистым и обладать хорошим зрением. Произнеси: “Идите с миром, возвращайтесь все до одного в свои жилища и приходите снова, когда я призову вас”. Пусть отрок встанет, а ты возьми зеркало и сотри фигуру с пентаграммами».
10. Т.е. воскресенья.
11. Он же Орниас, первый из демонов, связанных царем Соломоном в «Завещании Соломона».
12. Оноскелида, демон женского пола, фигурирующий в «Завещании Соломона» (см. примеч. &).
13. Последние три слова в переводе с древнегреческого означают «некий юноша из Назарета».
14. «Не погуби…» и «Внимай, народ мой, закону моему…».
15. Пижма девичья (лат. Tanacetum parthenium).
16. Т.е., пятью именами, написанными на черепе.
17. См. Ин. 6:1—14.
18. Искаженное faba vicia, лат. «кормовой боб».
Перевод © Анна Блейз, 2013