Об образах

Сабит ибн Курра

 

Глава 1. [Пример талисмана для изгнания скорпионов]

 

Версия I

 

Сабит ибн Курра сказал: если ты желаешь работать с образами того или иного рода, то знай, что наши [= харранские] философы оставили в наследство нам семь образов, которые они применяли для всякой цели, добиваясь с их помощью пользы и устраняя препятствия. Я же привожу в этой книге некоторые правила, что послужат тебе примерами, и в их числе — изготовление образов для избавления от скорпионов. Если желаешь исполнить это, приступай к работе при восходящем Скорпионе и изваяй образ скорпиона из меди, олова, свинца, серебра или золота, как пожелаешь. Вырежи на нем имя восходящего знака и его владыки, имя владыки того часа дня, в который ты это делаешь, и имя Луны; Луна же при этом должна находиться в Скорпионе.

Сделай так[1], чтобы асцендент был как можно более несчастлив, и чтобы владыка его тоже был несчастлив, находясь, по возможности, в доме смерти[2]; и чтобы владыка асцендента тоже был как можно более несчастлив[3] или соединен с несчастливой планетой в четвертом или седьмом доме. Когда изготовишь образ, закопай его в землю перевернутым, то есть вниз головой, и пока будешь закапывать, скажи: «Вот гробница для него и для всего рода его, да не войдут они в это место». Закопать же его надлежит посреди того места, откуда ты хочешь изгнать этих тварей, или в доме, где они обитают, или в месте, где они собираются. Если ты изготовишь четыре таких образа и закопаешь по одному с каждой из сторон света в том месте, откуда хочешь изгнать этих тварей, то это будет еще действеннее и лучше. Подобным же образом можешь поступить с любыми отвратительными животными, которых захочешь изгнать, однако смотри, чтобы асцендент по природе своей был подобен тем, кого ты желаешь обратить в бегство.

 

Версия II

 

Сабит ибн Курра сказал: если желаешь работать с образами, знай, что наши врачи рекомендовали в своих предписаниях семь образов, посредством которых мы достигаем совершенства и устраняем препятствия. Я уже описал их в одной из глав своей книги. Здесь же я поведаю о другой подобной операции, а именно, о том, как изготовить образ, изгоняющий скорпионов.

Когда пожелаешь это сделать, приступай к работе при восходящем Скорпионе и изваяй образ скорпиона из меди, олова, свинца, золота и серебра. Вырежи на образе имя восходящего знака и его владыки, имена владык часа и дня и имя Луны; и пусть Луна при этом находится в Скорпионе. Сделай так, чтобы асцендент был как можно более несчастлив, и помести владыку асцендента в дом смерти; и пусть владыка асцендента будет несчастлив, находясь в доме смерти или в соединении с несчастливой планетой в четвертом или седьмом доме. Когда исполнишь это, закопай образ в землю вниз головой, и скажи так: «Да будут погребены они так же, как погребен этот образ, и да не войдут они в это место». Закопать же его надлежит посреди того места, которые ты желаешь от них очистить, или же в месте, где они обитают или собираются. Если ты изготовишь четыре таких образа по вышеизложенным правилам и закопаешь по одному с каждой из сторон света в том месте, откуда хочешь изгнать их, то это будет еще действеннее и лучше. Подобным же образом можешь изваять образ любых отвратительных животных, от каких захочешь избавиться, однако смотри, чтобы асцендент по природе своей был подобен животному, которое ты хочешь изгнать[4].

 

Комментарий

 

Это почти классический пример «домашнего» талисмана. Сабит ибн Курра не только описывает сам талисман и необходимые для него астрологические показатели, но и дает схему ритуала для его применения. Ключом к правильному выбору времени служит выбор восходящего знака. В данном примере, для талисмана, изгоняющего скорпионов,  восходящим знаком должен быть Скорпион. Но в чем конкретно заключается связь между знаком Скорпиона и, собственно, скорпионами? Агриппа объясняет, что все материальные вещи суть проявления божественных Идей, которые он определяет как совершенные и неизменные прообразы, изначально, в Уме Единого, существующие в одной-единственной форме, но приобретающие многообразие в Мировой Душе (Anima Mundi),

 

…и посредством этих прообразов она сотворила различные формы в надзвездных небесах и запечатлела в каждой из них некие свойства; и потому от звезд происходят все формы, свойства и достоинства низших видов, — так, что у каждого вида есть своя небесная форма или фигура, ему соответствующая, и от той же формы исходит чудесный дар воздействия [на низшие вещи], который она получает от своей Идеи через посредство семенных форм Мировой Души[5].

 

Итак, магическое влияние исходит от форм, заключенных в Мировой Душе, и достигает материальных вещей, как поясняет Марсилио Фичино, философ и маг эпохи Возрождения:

 

Ранее я уже говорил, что от каждой без исключения звезды (согласно учению Платона) происходит свой ряд вещей, [от наивысшей] до наинизшей. <…> Под небесной Змеей или даже под всем созвездием Змееносца помещают Сатурн, а также, иногда, Юпитер; следом — демонов, нередко принимающих змеиное обличье, и людей, родственных этому созвездию; далее — змей-животных, змеиный корень, камень драконит, что зарождается в голове у дракона, и камень, обычно называемый змеевиком <…>.  И таким же образом, как полагают, от каждой звезды, сущей на тверди, нисходит своя вереница созданий — начиная с планеты, подвластной этой звезде, и далее вниз по ступеням. Итак, если ты, как уже было сказано, соберешь и соединишь друг с другом в должное время вещи Солнца, относящиеся к любой из ступеней солнечного чина, — например, людей солярной природы или что-либо им принадлежащее, либо солнечных животных, растения, металлы, камни или что угодно из того, что принадлежит им, то сможешь безо всех ограничений черпать из этого состава силу Солнца и, отчасти, природную силу солнечных демонов[6].

 

Соответственно, как указывает Агриппа, Овен управляет баранами, Телец — быками, Рак — раками и крабами, Лев — львами, Козерог — козами, а Скорпион — скорпионами. И поскольку все материальные вещи происходят от небесных форм и божественных Идей, вещи, сходные по форме, связаны друг с другом магически и духовно. Этими соображениями определяется не только выбор времени для изготовления талисмана, но и сама его форма. Действия, совершенные с талисманом, благодаря упомянутой связи совершаются и со скорпионами. На тех же принципах основывается изготовление другого талисмана для изгнания скорпионов, описанного в книге «Пикатрикс» — компендиуме арабской астрологической магии:

 

Изготовь из чистейшего золота образ скорпиона в час Солнца и сделай так, чтобы Луна находилась на асценденте либо в четвертом, седьмом или десятом доме и в Тельце, Водолее или Льве (Лев из этих знаков — наилучший, ибо его природная магия враждебна скорпионам), а Солнце — во Льве, и чтобы Сатурн был попятным. Сперва изготовь хвост [скорпиона], затем — лапы, затем — клешни [manus, букв. «руки»] и, наконец, голову. Тому есть множество причин, и надлежит хорошо понимать их: так тебе будет проще выполнять подобные операции. Изготовив указанным способом все оконечности тела, поставь левую клешню на место правой, а правую лапу — на место левой, голову же помести на положенное ей место и так, чтобы она была поднята, и с хвостом поступи так же. А затем изваяй жало и помести его на положенное место, загнув на спину так, чтобы он пронзал хвостом сам себя. Когда изготовишь образ, как сказано, помести его под землю в просверленном камне, и чтобы камень тот был рудоносный. И когда закопаешь тот камень в достойном месте города, [скорпионы] убегут из того места и не подойдут к нему к ближе, чем на 45 миль с любой стороны[7].

 

Здесь пагубного влияния на скорпионов добиваются не столько за счет астрологических факторов (которые тоже неблагоприятны для скорпионов, но гораздо менее злотворны, чем в примере из трактата «Об образах»), сколько за счет манипуляций с самим изображением скорпиона. Однако и в том, и в другом случае изображение скорпиона, знак Скорпиона и скорпионы как таковые связываются узами симпатии и соответствий достаточно тесно, чтобы скорпионы обратились в бегство.

 

Современный пример: талисман для избавления от крыс[8]

 

Первая моя задача заключалась в том, чтобы определить асцендент элективной карты, соответствующий предназначению талисмана, — асцендент, символизирующий крыс. Аль-Бируни утверждает, что «гады» подвластны Козерогу[9]. Это подтверждается соответствием мышей и крыс Сатурну — планете, управляющей Козерогом. Знаменитый английский астролог Уильям Лилли пишет, что Сатурн правит мышами «и всевозможными гадами, плодящимися от гнили, будь то под землей, в воде или в развалинах домов»[10]. Таким образом, я счел, что Козерог будет самым уместным восходящим знаком для задуманного талисмана, — тем более, что это так называемый «четвероногий» знак (то есть изображаемый в виде четвероногого животного, а не человека или предмета) и знак стихии Земли, связанной с темными местами, подвалами и тому подобными местами обитания крыс.  И, наконец, поскольку в традиционное изображение Козерога входит рисунок козла (пускай и с рыбьим хвостом), то есть млекопитающего, то для избавления от крыс он подходит лучше, чем Скорпион, под которым уместнее работать для избавления от насекомых.

Следуя указаниям Сабита, я выбрал время, когда в Козероге должна была взойти Луна, — 28 сентября 1998 года в 14:29 по летнему восточному времени (для Вашингтона, округ Колумбия: 38°54’N, 77°02’W) — и получил следующую элективную карту[11]:

Английский астролог XVII века Уильям Рэмси указывает: «Итак, во всех элекциях для добрых дел Луна <…> не должна находиться на асценденте»[12]. Поскольку моя элекция предназначалась отнюдь не для «добрых дел» по отношению к крысам, следовало поступить вопреки этому указанию. Вдобавок, Луна в этой карте сильно повреждена: она здесь оказалась не только так называемым перегрином (то есть планетой, не обладающей ни одним достоинством), но и располагается в Козероге, знаке своего изгнания. При этом значение Луны подчеркивается тем, что выбранное время приходится на понедельник (день Луны) и на один из планетных часов Луны[13].

Восходящим знаком, Козерогом, управляет Сатурн — Великий Вредитель; при этом Сатурн ретрограден, лишен достоинств и расположен на куспиде 4-го дома — дома, символизирующего могилу и «конец любого дела»[14].

Венера, диспозитор Сатурна (т.е. управительница Тельца — знака, в котором находится Сатурн),  также повреждена: она находится в падении и под лучами Солнца[15]. Правда, ни Сатурн, ни сама Венера не попадают в восьмой дом, но от конца второго дома Венеру отделяют всего два градуса. Солнце, управитель восьмого дома, означающего смерть, находится в Весах — знаке своего падения. При этом и Венера, и Солнце образуют квадратуры к Луне и асценденту. Сходящаяся квадратура[16] между Солнцем и Луной в отсутствие рецепции[17] считается особенно вредоносной.

Талисман для изгнания крыс я нарисовал на бумаге, как показано на иллюстрации[18]:

 

На изображении крысы я расположил астрологический символ Козерога — знака на асценденте, два символа Сатурна — как управителя асцендента и управителя Луны и два символа Луны — как управительницы дня и часа. Затем я обошел четыре угла дома, собрал немного пыли в каждом углу и присыпал ею талисман. Затем плотно свернул бумажку и засунул ее в стенную щель, постаравшись выбрать место как можно ближе к центру дома. При этом я произнес: «Вот, я хороню крысу, чтобы она покинула этот дом и больше не возвращалась. Крыса, прочь!» В тот же самый день донимавшая нас крыса, наконец, попалась в ловушку, которая до того простояла  без толку больше двух недель.

 

Глава 2. Пример[ы] [талисманов] для разрушения [и для благоденствия] городов

 

Версия I

 

Если желаешь разрушить какой-либо город или страну, действуй по этому примеру. Изготовь образ при том же асценденте, что и у этого города[19], и сделай так, чтобы владыка дома его жизни, то есть асцендента, был несчастлив, и чтобы владыка дома его смерти был несчастлив, и чтобы несчастливы были владыка асцендента[20], и Луна, и владыка дома Луны, и владыка дома владыки асцендента, и чтобы десятый дом и его владыка были повреждены настолько, насколько это возможно. Закопай образ посреди той страны или в каком-нибудь доме, и узришь чудеса.

И если желаешь сделать человека несчастным, действуй таким же образом, и покуда образ остается на своем месте, по воле Бога всевышнего тому человеку не будет счастья ни в чем.

Вот еще одно правило. Если желаешь благоденствия какой-либо стране, городу или иному месту, сделай так, чтобы благотворные планеты находились на асценденте [той страны или города] или же в десятом, втором или восьмом домах, и чтобы владыка его асцендента и владыка дома владыки асцендента были счастливы, и чтобы счастливы были Луна и владыка дома Луны, и сделай [с образом] то же самое, что ты делал, желая навлечь зло, — и узришь чудеса.

Один философ по имени Феликс[21] изготовил образ для разорения некоей страны, но был схвачен царем [той страны], который обманул его, предложив место при дворе и посулив, что осыплет его почестями и вознаградит превыше всякой меры, если он уничтожит то, что изготовил. Тогда он выкопал образ и уничтожил его; и в той стране, что была разорена, вновь наступило благоденствие. Когда же он это сделал, царь нарушил свое слово и предал его смерти.

Человек тот сделал так, чтобы асцендент страны, и его владыка, и владыка дома владыки асцендента были несчастливы, и чтобы Сатурн был несчастлив и управлял часом, а благотворные планеты были вдалеке от асцендента и его владыки и не находились ни в триплицитете[22] асцендента, ни в угловых домах. На образе же он написал имя страны, имена асцендента и его владыки, имена владык дня и часа, а также имена Части Зла и его владыки, то есть владыки знака Части, несущей смерть[23]. И закопал образ в середине той страны, и поместил ему на живот землю той страны, взятую с четырех ее сторон, то есть с востока, запада, севере и юга той страны. И, зарывая его, сказал: «Вот образ для разорения этой страны». Это средство великое и чудесное.

 

Версия II

 

Схожим образом, если желаешь разрушить какую-либо страну или причинить ей вред, изготовь образ при том же асценденте, что и у этого города или страны, и сделай так, чтобы владыка дома его жизни, был несчастлив, и чтобы владыка дома его смерти был несчастлив, и чтобы несчастливы были владыка асцендента, и Луна, и владыка ее дома, то есть дома Луны, и владыка дома владыки асцендента, а также, если возможно, чтобы десятый дом и его владыка тоже были несчастливы. Закопай образ посреди той страны или в каком-нибудь доме, и узришь чудеса.

И если желаешь навредить какому-либо человеку, изготовь образ таким же способом, и покуда образ остается на своем месте, по воле Божьей тому человеку не будет счастья ни в чем.

Если же хочешь, чтобы какая-либо страна, город или иное место процветали более прочих, воспользуйся благотворными планетами, то есть сделай так, чтобы эти благодетели находились на асценденте той страны или города или же в десятом, втором или восьмом домах, и чтобы владыка асцендента и владыка дома владыки асцендента были счастливы, и чтобы счастливы были Луна и владыка дома Луны, — так же, как в предыдущем случае все они были несчастливы, — и узришь чудеса.

Один человек по имени Фаликс (Falix) или Садикс (Sadix) изготовил образ, чтобы разорить некую страну, но царь той страны схватил его и соблазнил посулами, обещая даровать ему высокий сан, и воздать ему почести и вознаградить необычайными богатствами, если тот уничтожит образ, который изготовил. И взял он образ и уничтожил его; и все, что было разрушено в той стране, возместилось. Когда же он это сделал, царь предал его смерти.

Образ же он изготовил вот как: сделал, чтобы асцендент страны был несчастлив, и чтобы несчастливы были его владыка и владыка дома владыки асцендента, и чтобы Сатурн был несчастлив и управлял часом, и избавился от благотворных планет, то есть удалил их от асцендента, и от владыки асцендента, и из триплицитетета асцендента, и из угловых домов. И написал на образе имя страны и имена асцендента и его владыки, имена владыки часа и владыки дня; и сделал так, чтобы Часть Фортуны[24] была несчастлива; и написал на фигуре Часть Зла и ее владыку[25] и владыку знака, на который пришлась эта Часть. И закопал образ посреди той страны, засыпав его землей из той страны, взятой с четырех ее сторон, то есть с востока, запада, севера и юга. И, закапывая, сказал: «Да будет это образ разорения для этого места или страны»[26].

 

Комментарий

 

Эта глава полезна, в первую очередь, тем, что содержит решение ключевой астрологической проблемы: как привязать универсальные небесные сигнификаторы к конкретному предмету, человеку или ситуации? В натальной астрологии это вопрос решается легко: гороскоп человек строится на момент рождения человека. В хорарной астрологии проблема становится сложнее: астролог тратит много времени и сил, чтобы убедиться, что карта радикальна, то есть согласована с картиной небес и, следовательно, пригодна для вынесения суждения. Как явствует из этой главы, один из основных методов привязки талисмана к конкретному человеку заключается в том, чтобы приступить к созданию талисмана при восходе того же градуса зодиака, на который приходится  асцендент в карте рождения человека. То же самое относится и к городам: мастер астрологической магии приступает к изготовлению талисмана при том же асценденте, что и в гороскопе города, который он желает облагодетельствовать или разрушить.

Один из городов, асцендент которых нам точно известен, потому что в свое время был определен методами элективной астрологии, — Багдад. Аль-Бируни в своей «Хронологии древних народов» сообщает, что халиф Аль-Мансур (VII в.) пожелал построить новую столицу на берегах Тигра. Его придворный астролог с помощью такого знаменитого мастера астрологии, как Машаллах[27], выбрали подходящий момент для закладки города: 31 июля 762 года, в послеполуденное время. С помощью современной компьютерной программы и на основании данных, которые приводит Аль-Бируни в своей «Хронологии…», гороскоп основания Багдада можно реконструировать в следующем виде[28]

 

В указанную дату в 14:20 по местному времени асцендент приходится 8°40’ Стрельца, и Юпитер находится на асценденте[29]. Итак, если бы мы захотели изготовить талисман для Багдада, то приступать к работе нам бы следовало именно при восхождении этого градуса. Если бы точный градус был неизвестен, мы бы использовали, по крайней мере, тот же восходящий знак. А если бы мы решили изготовить талисман для какого-либо человека, то в точности таким же образом использовали бы асцендент или восходящий знак его натальной карты.

Далее в этой главе описываются астрологические условия, основанные не просто на качествах тех или иных планет, а на расположении домов в элективной карте. Как мы видим, взяв за основу асцендент человека или места, для которого мы хотим изготовить талисман, можно добиться необходимого воздействия с высокой степенью точности. Кроме того, можно использовать весь арсенал астрологических методов, известных харранским сабиям, не ограничиваясь такими простейшими традиционными факторами, как лунная фаза или, в лучшем случаем, планетный час. Но, разумеется, для этого требуются значительно более глубокие познания в астрологии и владение методами астрологической элекции. Тот факт, что наши выдающиеся предшественники успешно практиковали элективную астрологию без помощи современных компьютерных программ, говорит о поистине виртуозном мастерстве.

Ключевые астрологические факторы элективного метода, описанного в этой главе, — первый дом и его «владыка», то есть планета-управитель, обозначающая человека или место, на которое мы желаем повлиять при помощи талисмана. Планетой-управителем дома считается планета, управляющая знаком, который находится на куспиде этого дома. Если мы выбираем время для вредоносного влияния, то первый дом полученной астрологической карты считается «домом жизни», а восьмой — «домом смерти». Аналогичным образом первый дом трактуется и в медицинских хорарных и элективных картах, однако в этих случаях ему противопоставляется не восьмой, а шестой дом — «дом болезни». Еще один ключевой фактор элекции для вредоносного влияния — десятый дом, отвечающий за власть и управление: его повреждение означает негативное воздействие на правителя города или страны.

Затем мы обращаемся к Луне, играющей в элективной астрологии очень важную роль. В «Пикатриксе» сказано:

 

Во всех операциях обращай внимание на Луну как на главную из планет, потому что она оказывает самое явное воздействие и выносит приговоры обо всем сущем в этом мире. Ей принадлежат силы порождения и упадка: она служит для них посредницей, воспринимая влияния и воздействия от звезд и изливая их на вещи дольнего мира[30].

 

И, наконец, нам предписывают обратить внимание на владыку асцендента, то есть на планету, управляющую знаком на куспиде первого дома. Для благотворного талисмана нужно выбрать такое время, когда перечисленные планеты обладают достоинствами и располагаются в хороших домах и в хороших аспектах. Для вредоносного талисмана — наоборот. Затем мы физически привязываем воздействие талисмана к определенному месту — закапываем талисман в центре города или страны. Как и в случае с талисманом для изгнания скорпионов, описанным в первой главе, воздействие будет сильнее, если изготовить четыре одинаковых талисмана и закопать их в четырех сторонах света — либо по границам области, на которую мы хотим повлиять (тем самым очерчивая пределы влияния), либо, опять-таки, в ее центральной части (чтобы сосредоточить силу воздействия).



[1] Здесь и далее предписания «сделать так», чтобы те или иные планеты были «счастливы» или «несчастливы», следует понимать в терминах элективной астрологии: оператор должен выбрать такое время, в которое будут соблюдены указанные астрологические условия.

[2] Т.е. в восьмом доме.

[3] Повтор содержится в оригинале.

[4] Ср.: Агриппа, «Оккультная философия», II.50 (см. стр. &).

[5] Агриппа, «Оккультная философия», I.11.

[6] Марсилио Фичино, «О жизни», III.14; комментарии к этому отрывку см. на стр. &.

[7] Латинский «Пикатрикс», I.5. Тот же отрывок по арабскому оригиналу: «Делают из золота образ скорпиона, когда Луна стоит на асценденте или в [других] угловых домах, то есть в Тельце, Водолее или Льве [поскольку используется равнодомная система, из этого указания явствует, что на асценденте должен находиться Скорпион. — Пер.]; Лев из них самый благоприятный, потому что по природе своей он враждебен скорпионам [Лев — огненный знак, Скорпион — водный; эти две стихии противоположны друг другу. — Пер.].  Солнце должно находиться во Льве, в час Солнца, а Сатурн должен быть попятным. Прежде всего изваяй хвост [скорпиона], затем — задние лапы, затем — передние и, наконец, голову. Обрати внимание на этот обратный порядок: он применяется для изгнания! Когда закончишь, прикрепи левые ноги — переднюю и заднюю — на место правых, а правые — на место левых. Голову помести на положенное ей место, так же как и хвост. Затем изваяй жало и загни его к затылку, просверлив в затылке отверстие, — так, чтобы животное жалило в голову само себя. Затем этот образ помещают в выдолбленный кусок руды и зарывают в землю на самом высоком месте города. Все скорпионы в окрестностях 45 миль от талисмана разбегутся».

[8] В дополнении к этой главе Кристофер Уорнок описывает талисман, созданный им в 1998 году по методике Сабита ибн Курры.

[9] Аль-Бируни, «Книга вразумления начаткам науки звезд», 371. — Примеч. К. Уорнока.

[10] Уильям Лилли, «Христианская астрология», I.8.

[11] Для удобства анализа астрологическая карта для указанного времени и места приведена также в современном круговом виде. Для расчетов использовалась астрологическая программа ZET 9.2.40 Pro.

[12] Уильям Рэмси, «Возрожденная астрология», глава II.

[13] 13:57—14:56 по местному времени.

[14] Уильям Лилли, «Христианская астрология», I.7.

[15] «Под лучами Солнца» («в лучах Солнца») — положение планеты в интервале от верхней границы сожжения (см. примеч. & на стр. &) до 17° от Солнца.

[16] Сходящийся аспект — такое положение планет, при котором они, продолжив свое движение, вскоре образуют точный аспект.

[17] См. примеч. & на стр. &.

[18] Английская надпись на рисунке означает «Крысы, прочь!»

[19] Т.е. в карте основания города (подробнее см. в комментарии к этой главе).

[20] Повтор содержится в оригинале. — Примеч. К. Уорнока.

[21] Felix, лат. букв. «счастливый, удачливый».

[22] Триплицитеты, или тригоны, зодиака — четыре группы по три знака в каждой; знаки каждого триплицитета относятся к одной и той же из четырех стихий. В триплицитет Огня входят Овен, Лев и Стрелец,  в триплицитет Земли — Телец, Дева и Козерог, в триплицитет Воздуха — Близнецы, Весы и Водолей, в триплицитет Воды — Рак, Скорпион  и Рыбы.

[23] В арабской астрологии «Часть Зла» («жребий зла», «жребий смерти») вычисляется по формуле «ASC + куспид VIII – Луна».

[24] См. примеч. & на стр. &.

[25] Здесь, вероятно, имеется в виду управитель дома, в котором находится Часть Зла.

[26] Ср.: Агриппа, «Оккультная философия», II.50 (см. стр. &).

[27] Машаллах (наст. имя Менассия, 740, Басра — ок. 815) — еврейский астролог, работавший при арабских халифах династии Аббасидов, автор множества трудов по различным областям астрологии. Его коллегой, придворным астрологом Аль-Мансура, был персидский астролог ан-Наубахт (ум. ок. 777), автор астрологического трактата «О приговорах звезд».

[28] Для удобства анализа астрологическая карта для указанного времени и места приведена в современном круговом виде. Для расчетов использовалась астрологическая программа ZET 9.2.40 Pro.

[29] Карта построена в системе домов Алькабиция, наиболее популярной среди арабских астрологов того времени.  Юпитер и Солнце — покровители царской власти — располагаются в своих обителях, Стрельце и Льве соответственно; Юпитер при этом находится на асценденте и в 1-м доме («доме жизни») и связан с Солнцем тригоном — самым благоприятным аспектом. Куспид 4-го дома, отвечающего за недвижимость и постройки, находится в Рыбах — второй обители Юпитера. Венера, благоприятная по аспектам, расположенная в своем лике (деканате), в угловом доме и в Раке (знаке экзальтации Юпитера), обеспечивает городу процветание. Владыка 7-го дома, в картах городов и государств отвечающего, в первую очередь, за явных врагов, — Меркурий — также помещается в знаке экзальтации Юпитера (тем самым занимая подчиненное положение по отношению к Юпитеру — главной планеты самого города), в 8-м доме («доме смерти») и в квадратуре к Луне, управляющей 8-м домом, что в целом означает «смерть врагов». Марс, управитель 12-го дома (отвечающего за тайных врагов) располагается на десценденте (8°40’ Близнецов) и тем самым превращает тайных врагов в явных; вдобавок, он относительно слаб по своему положению в знаке и попадает в неблагоприятный для него 7-й дом. При этом Марс, как и Меркурий, подчинен Юпитеру, располагаясь в его лике (деканате) и терме (по египетской системе).

[30] Латинский «Пикатрикс», II.3. Тот же отрывок по арабскому оригиналу: «Луне же надлежит отдавать первенство перед всеми прочими планетами в деле управления этим миром, подвластным рождению и гибели. Она — посредница: она принимает влияния планет и передает их миру рождения и смерти».

 

© Перевод: Анна Блейз, 2017

Ссылки