Комментарий к Liber Israfel. Опыт Группового Ритуала
Брат Атон
Ритуал Тахути, или Исрафель, был разработан Кроули и Беннетом как эталонный ритуал, по модели которого следует изучать внутреннюю логику ритуала и, отталкиваясь от которого, следует создавать свои ритуалы. Наиболее часто этот ритуал используется в качестве прелюдии к дивинации, для вызывания бога, который и создал карты Таро – Тота или Тахути. Но точно так же, как Малый ритуал пентаграммы, который, будучи, прежде всего, защитным ритуалом, ни в коей мере не исчерпывается этой функцией, так и ритуал Тахути скрывает алмазы, открыть которые под силу далеко не каждому.
Продолжая аналогию с МРП, я позволю себе вольность и перефразирую Кроули, сказав, что «тот, кто считает Исрафель лишь способом получать предсказания, недостоин им владеть. Если понять его должным образом, можно увидеть, что сие - Магия Металлов и Камень Мудрости». Эта перефразированная цитата тем более уместна, что в этом ритуале речь идет о Меркурии, который и есть «камень мудрости».
Интересно, что в ритуале провозглашается скрытая тождественность божеств – «Тот, Гермес, Меркурий, Один». Трое из этих божеств напрямую связаны с алхимией, а последний, Один, согласно скандинавским легендам, -не только скандинавский аналог Зевса, но и покровитель Магов и Скальдов.
Продолжая разворачивать дальнейшие параллели, следует сказать, что если Карты Таро обычно соотносят с Тотом («книга Тота») или Гермесом («скрижали Гермеса»). Меркурий же настолько мифологически близок Гермесу, что это даже не нуждается в комментариях. Интересно, то, что с Одином связывается вторая по значимости после Таро дивинационная система, то есть, Руны. Строка 12-го стиха, дает позволение использовать в качестве орудия дивинации не только Таро, но и Руны, утверждая единство первоисточника. Я уточняю это для тех братьев и сестер, кто предпочитает работать именно с этим инструментарием.
Мы видим, что все четыре бога, упомянутые в строфе 12, так или иначе связаны с искусством прорицания, потому неудивительно, что именно Исрафель стал коронным ритуалом, помогающим проводить дивинацию.
Поскольку Исрафель, это, прежде всего, меркурианский ритуал, я считаю необходимым привести цитату из Юнга, где в сжатой форме приведены свойства Меркурия:
«— она (ртуть Меркурия) состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;
— она материальна и духовна;
— она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;
— она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый Трикстер; наконец, отражение Бога в матери-Природе;
— она также является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; «…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой — индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное».
Таким образом, с Меркурием оказывается связана вся духовная реальность. Женское и мужское, темное и светлое, доброе и злое, разрушительное и созидательное, начало и конец, все мыслимые противоположности оказываются объединены в символизме Меркурия.
Потому, если мы обратимся к Древу Жизни, мы будем вынуждены признать, что атрибуты Меркурия встречаются во всех сфирот и на всех путях. Именно поэтому в ритуале мы встречаем не только строго меркурианский, но и солнечный, лунный, венерианский и даже сатурнический элемент. Тем не менее, традиционно с Меркурием на Древе соотносятся сфира Ход и путь Бет, которому соответствует Аркан Маг.
Интересно, что сфира Ход связывается, прежде всего, с Меркурием как началом интеллекта, разума, Руах. Ход - это несбалансированная сфира, которая нуждается в Нецах, как и наоборот. «Слишком много» Нецах приводит к мыльному драматизму и потере разума, тогда как «слишком много» Ход означает сухой рационализм и пустое теоретизирование. То есть, сфира Ход, представляет Меркурия, прежде всего, в его воздушном, интеллектуальном аспекте. Парадоксальный же Меркурий, о котором говорил Юнг, отождествляется с первым Арканом или путем Бет.
Это утверждение находит свое подтверждение в том, что путь Бет находится над пропастью, а именно там полностью исчезает разница между объектом и субъектом, и любое явление включает в себя свою противоположность. Путь Бет, второй и последний из путей над пропастью, Кроули называл «одним из самых сложноопределимых путей»
Одна из публикаций класса «А» - «Книга Мага», которую уже по названию можно связать с первым Арканом и путем Бет, больше других Святых книг построена на парадоксе: Вначале Маг говорит Истину, а потом - Иллюзию и Ложь, чтобы поработить душу. Тем не менее, в этом есть Таинство Освобождения; или «Маг обнародовал это писание посредством разума Мастера. Один ясно излагает, и второй понимает; тем не менее, Слово - это Ложь, и Понимание - Тьма. И сказанное - Все Истина».
Не правда ли, это весьма перекликается с приведенной выше цитатой из Юнга относительно Меркурия? Маг оказывается одновременно лабиринтом и проводником, помогающим найти выход из него; чертом и искупителем. Эта амбивалентность, которая в особенности свойственна Меркурию, четко представлена в Исрафель, строфа 13: Ты, Звезда Востока, которой были ведомы Маги. Ты, что всегда была в Аду и в Небесах! Ты, что между Светом и Тьмой трепетала! Пожалуйста, обратите внимание на основной акцент: проводник-психопом - звезда, которая ведет, которая есть в аду и в небесах (на более глубоком уровне понимания становится ясно, что она не только есть в аду и в небесах, но и сама по себе есть ад и небо).
Этот ритуал в наибольшей степени связан с путем Бет - на основе а) парадоксальности в) функции проводника с) андрогинности.
Меркурий здесь отождествляется не столько с интеллектом и рациональным умом, сколько с первичным логосом. В ритуале Тахути провозглашается в образе отца Тму, Бога Града Солнца, что обитает «в обители безмолвия».
Классическое соотнесение этого ритуала с путем Шин, и Арканом Эон может быть понято только в том смысле, что, направившись именно по этому пути, человек, выходящий из сфиры Малкут, получает «меркурианские» дары, дары магических способностей. Хотя ни в символизме карт, ни в положении путей на Древе нет ни малейшей подсказки, которая помогла бы соотнести Бет и Шин, моя интуиция говорит мне, что эта связь все-таки есть.
Соотнеся основные черты Исрафель с работой над Пропастью, мы должны помнить, что там нет четкой разницы между сфирот и путями. Потому символизм Бет, компенсируется ближайшими к нему путями. Так, например, нетрудно отождествить призываемую «жрицу серебряной звезды» в стихе 15 со вторым Арканом Верховная Жрица, который в свою очередь связан с путем Гимель. Оба пути – Бет и Гимель - исходят от первичного света Кетер и в некотором смысле компенсируют друг друга. Некоторую связь с путем Алеф провозглашает стих 17, и вот почему: строка «Мудрость Дыхания», естественным образом относится к Дураку как носителю безумной мудрости, связанному с корнем воздуха. Наконец, «Пронзание Чешуй Крокодила» напрямую отсылает к символизму нулевого Аркана, поскольку из 78 карт Таро крокодил встречается только на нем.
Интересно, что при внимательном анализе ритуала мы обнаруживаем в нем, прежде всего, атрибуты, связанные с тремя высшими путями – Алеф, Бет и Гимель, или Дурак, Маг и Верховная Жрица, и одной сфирой – Тифарет. Мне кажется, что столь подчеркиваемый солнечный символизм в ритуале необходим, чтобы, соприкоснувшись с высшим Меркурием, сохранить разум, центрируясь на Тифарет.
В заключение я хотел бы привести свою версию группового исполнения ритуала Исрафель. Наиболее известная версия группового ритуала Исрафель построена на том, что текст ритуала механически делится между участниками. Я нахожу такой подход не совсем верным. На мой взгляд, ритуал сам по себе представляет органическое единство, с определенными стадиями, которые вытекают одна из другой, и разделять его по стихам не представляется целесообразным. Потому я предлагаю свой вариант группового Ритуала Исрафель:
Алтарь находится на востоке. Напротив него стоит маг, призывающий Тахути на себя. Остальные участники, кроме жрицы, окружают алтарь и мага плотным кругом. Жрица до поры находится за кругом, пока не придет время разорвать круг и встать напротив вещателя.
Все участники облачены в черные мантии за исключением Жрицы Серебряной Звезды, на которой мантия белого цвета. Жрица также может накинуть на себя плащ Гностической Мессы.
Перед началом самого воззвания, один из участников очищает храм водой, второй – освящает огнем, после чего возвращается в круг. Поскольку в храме должен быть полумрак, церемониймейстер начинает произносить текст ритуала, а все участники сосредотачивают на нем свою силу и свое внимание.
1. Vav. Procul, o procul este, profani. (Прочь, о прочь ступайте, профаны.)
2. Баласти! Омпеда!
3. Во имя Могучего и Ужасного, я провозглашаю, что изгнал все Скорлупы в место их обитания.
4. Я вызываю Тахути, Повелителя Мудрости и Речи, Бога, приходящего из-за Покрова.
5. О, Величие Божества! Увенчанный мудростью Тахути! Повелитель Врат Вселенной! Тебя, Тебя я призываю.
О, Ибисоглавый! Тебя, Тебя я призываю.
Держащий в руках Жезл Двойной Власти! Тебя, Тебя я призываю!
Несущий в Своей левой руке Розу и Крест Света и Жизни: Тебя, Тебя я призываю.
Твоя глава подобна изумруду, и твой неммес как ночное синее небо! Тебя, Тебя я призываю.
Твоя оранжевая кожа светится, как будто обожжена в печи! Тебя, Тебя я призываю.
(когда читается пятый стих, по окончании каждой строки все участники как бы эхом произносят: «тебя, тебя мы призываем». Это создает колоссальный силовой эффект и дает возможность всем участникам почувствовать себя единым целым).
По окончанию пятой строфы, все участники делают знак входящего, направленный на церемониймейстера, вибрируя «Элохим Цабаот», после чего делается традиционный знак молчания, и участники вновь берутся за руку.
6. Смотри! Я есмь Вчера, Сей День и Брат Дня Завтрашнего!
Я рождаюсь снова и снова.
Я есть Сила Невидимая, из которой возникли Боги. Она как Жизнь для Обитателей
Сторожевых Башен Вселенной.
Я Колесничий Востока, Повелитель Прошлого и Будущего.
Я вижу стремящийся внутрь свет - Повелителя Воскрешения; который приходит из Сумерек, и свое рождение из Дома Смерти.
7. О, вы, два Божественных Сокола, сидящие у Столпов Мира!
Те, кто сторожат Вселенную!
Вы, сопровождающие Гроб к Обители Покоя!
Те, ведут Корабль Ра, продвигающийся вперед в выси небесные!
Господин Гробницы, что находится в Центре Земли
(По окончании седьмого стиха все участники ритуала вновь делают знак входящего в центр круга и вибрируют формулу «ИАО». Выбор именно этой формулы обусловлен тем, что она в наибольшей степени связана с идеей смерти и воскресения, а также солнечным символизмом, которым пронизаны шестой и седьмой стих).
Перед началом чтения восьмого стиха вещатель должен сделать паузу, как перед решительным прыжком, поскольку с этого момент провозглашается реальное единство бога и адепта, и все участники символически достигают сфиры Тифарет.
8. Смотри, Он во мне и я в Нем!
Я есмь Сияние, в котором Пта парит над небосводом!
Я путешествую в вышине!
Я шагаю по небосводу Ню!
Молнией Моего Глаза я вызываю пламя блистающее!
Непрестанно рвусь вперед в сиянии каждодневно прославляемого, оживляя Обитателей Земли.
9. Если скажу Небесным Водам: "Скройте собой горы!" - они потекут, повинуясь Слову моему.
Ибо я есть Ра воплощенный!
Хепра, во Плоти сотворенный!
Я есмь образ отца моего, Повелителя Града Солнца Тму!
(На этом месте, все участники делают знак входящего и вибрируют имя «ОН»)
10. Повелевает Бог моими устами!
Бог Мудрости в Сердце Моем!
Святилище Истины стало моим языком!
И Бог стал моими губами!
11. Слово мое вершится каждый день!
И желание моего сердца проявляет себя, подобно желанию Пта творящего!
Я есть Вечный; поэтому все подобно моему замыслу, поэтому все подчиняется моему Слову.
<>i>(Здесь делается пауза, и все участники, взявшись за руки, троекратно вибрируют мантру «Аумгн», поскольку считается, что именно эта мантра является словом, творящим Вселенную)
12. Посему выйди ко мне из Своей обители Безмолвия: Непроизносимая Мудрость!
Свет Всего! Сила Всего!
Тот! Гермес! Меркурий! Один!
Каким бы именем я не назвал Тебя, Ты останешься безымянным для Вечности:
Приди же, я зову тебя, помоги мне и охраняй меня в этой работе Искусства.
(В этом месте вещатель, а вслед за ним все остальные участники, кроме жрицы, делают знак Тота. Пока не заканчивается 13-ый стих, все стоят в знаке Тота)
13. Ты, о Звезда Востока, что направляла Магов!
Ты, что всегда была в Аду и в Небесах!
Ты, что между Тьмой и Светом колебалась!
Вставала, заходила, пусть даже изменялась
- такой же оставалась, такой была всегда!
Отец Твой Солнце! Мать Твоя Луна!
Ветер носил тебя в своем чреве, и Земля питала неизменную Божественность Твоей Юности!
14. Явись ко мне, прошу, ко мне явись!
Подвластными всех Духов сделай мне!
И чтобы каждый Дух и на Земле,
и в Небесах, в Эфире,
на Суше иль в Воде,
и в вихрях Воздуха,
в стремительном Огне,
и Божьи Заклинания и Бичи - послушны были Мне!
(14-й стих читают все вместе. Для участников ритуала было бы полезным заранее выучить 14-й и 18-й стихи, а так же очень внимательно изучить 5-й стих, дабы не было заминок по ходу ритуала).
15. Я вызываю жрицу Серебряной Звезды, Аси Склонившуюся, этим ритуалом Безмолвия.
(После того, как вещатель произносит 15-й стих, жрица разрывает круг и входит внутрь, становясь напротив церемониймейстера. Жрица делает знак Мулиер, церемонеймейстер, который теперь становится жрецом – знак Вир. Символику этого место можно усложнить: вначале жрец делает знак Пуэр, на что жрица отвечает знаком Пуэлы, после чего жрец делает знак Вир, на что Жрица отвечает знаком Мулиер, символизируя полное слияние. Поскольку знаки NOX связаны с символизмом пропасти, в принципе, их порядок может меняться в зависимости от воли и магического намерения Жреца и Жрицы. Вполне возможно, что Жрец захочет почувствовать себя в пассивной роли, предоставив жрице делать знаки Пуэр и Вир, вспомнив Юнговскую доктрину об аниме и анимусе, мы поймем, что и этот порядок имеет очень конкретный смысл.
Только после обмена ритуальными знаками ритуал продолжается дальше и уже Жрица произносит 16-ый стих)
16. Я открываю врата Блаженства; я спускаюсь из Чертогов Звезд; я приветствую вас, я обнимаю вас, о, дети Земли, что собрались вместе в Зале Тьмы.
17. (Пауза.)
18. Речь в Безмолвии.
Слова против Сына Hочи.
Голос Тахути во Вселенной в Присутствии Вечного.
Формулы Знания.
Мудрость Дыхания.
Источник Вибрации.
Сотрясение Hевидимого.
Разрыв Темноты на куски.
Появление Материи.
Пронзание Чешуй Крокодила.
Прорыв Света!
(Этот текст тоже произносится все вместе, однако не одновременно с вещателем, как стих 14 но, как бы повторяя его слова вслед за ним, создавая эффект эха)
19. (Следует лекция.)
(вместо лекции рекомендуется проделать следующее. Вещатель берет с алтаря Колоду и самостоятельно вручает каждому участнику ритуала одну карту, по часовой стрелке. Затем он кладет колоду и начинает читать последний двадцатый стих).
20. И вот конец речи, да будет разрушено Безмолвие Темноты, да восстановится Безмолвие Света.
(хотя далее в тексте говорится что с этого места все расходятся по своим делам, я бы рекомендовал закончить действие Звездным рубином, который делает один из участников ритуала)
© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.