Пояснения к Ритуалу Розы и Креста
Sr N, Sr I.C, Fr. MarsyasРитуал Розы и Креста считается очистительным и защитным ритуалом, относящимся к степени 5°=6° Ордена Золотой Зари. Также существует несколько его телемитских вариантов, относящихся к степени 5°=6° Ордена А.А.
Действенность любого магического ритуала зависит от того, насколько правильно и глубоко понимает его маг. Поэтому ниже мы представляем некоторые пояснения и советы, как правильно совершить этот ритуал, и какой смысл кроется в его словах и знаках. Как пишет Кроули: "Крест - это Смерть и Зарождение Жизни; и на Кресте расцветает Роза. Полное знание этих символов столь возвышено, что в элементарном трактате говорить о них едва ли уместно. Только Свободный Адепт, уже готовый к переходу [через Пропасть], может приблизиться к самому элементарному уровню рассмотрения этих символов; и только Мастер Храма [уже преодолевший Пропасть] способен понять их в полной мере".
В своей книге The Complete Golden Dawn system of magic Израэль Регарди дает следующие пояснения к этому ритуалу:
1. "Этот ритуал сотворяет ауру, которая защищает Вас от внешних влияний. Это своего рода Завеса. Пентаграммы защищают, но они также освещают астрал и оповещают его обитателей о вашем присутствии. Пентаграммы больше подходят для магической работы. Когда вы чем-то расстроены или сбиты с толку, используйте изгоняющие Пентаграммы, но когда желаете сохранить спокойствие, - используйте Ритуал Розы-Креста.
2. Это обращение к иному способу сознания, которое уводит вас от материалистического взгляда на мир. Это хорошая подготовка к медитации и (вместе с Ключевым словом) форма воззвания к Высшей Мудрости, которая полезна при решении проблем или подготовке к трудной беседе, или для обретения спокойствия и силы, необходимых, чтобы помочь другому.
3. Когда Вы уже очень хорошо знакомы с Ритуалом, - но не ранее, - Вы можете совершать его в воображении или лежа в постели. Частично покидая свое физическое тело, Вы получаете всю информацию о том, что происходит вокруг вас. Будучи применен таким образом (Вы должны при этом ритмично дышать), этот ритуал поможет вам избавиться от головной боли (если только она не слишком серьезна) и заснуть. Вы можете проанализировать Ключевое слово, как бы находящееся позади головы вашего физического тела, и низвести вниз Божественное Белое Сияние, наблюдая, как оно стекает по вашему телу, разглаживая узлы [на теле] вашего эфирного двойника, принося мир и отдых.
4. Вы можете выполнять этот Ритуал, если хотите помочь другому в болезни или затруднении. С этой целью Вам следует создать астральное изображение человека в центре комнаты и после того, как он окажется окружен шестью крестами, низвести на него астральный Свет. После того, как церемония закончена, скомандуйте форме, сотворенной Вами, вернуться к этому человеку, неся ему мир Yeheshuah.
5. Это защита от психического вторжения чужих мыслей или нарушенного психического баланса, если вы оказались в опасном месте, где происходило что-то ужасное".
В Ритуале Розы и Креста Золотой Зари Ключевым Словом является INRI. Согласно христианской интерпретации, оно расшифровывается как Jesus Nazaraeus Rex Judaeorum (Иисус Назарянин Царь Иудейский), однако существуют и другие варианты: Igni Natura Renovata Integra (Огнём Природа Обновляется Вся), Isis Naturae Regina Ineffabilis (Исида Неизреченная Царица Природы).
Два других имени, используемых в этом ритуале "Золотой Зари" - это пентаграмматоны (т.е. слова из пяти букв). Они представляют собой варианты имени Иисус, взятые их христианской Каббалы. Yeheshuah Йе-ха-шу-а (Йод-Хе-Шин-Вау-Хе-конечное) и Yehovashah Йе-хо-ва-ша (Йод-Хе-Вау-Шин-Хе), составленные Иоганном Рейхлином в XVI веке.
Эти слова из пяти букв здесь соотнесены с пятью элементами: Йод - Огонь, Хе - Вода, Шин - Дух, Вау - Воздух, Хе-конечное - Земля. Иными словами, Пентаграмматон - это одухотворенный Тетраграмматон, т.е., четыре элемента плюс Дух. В своих "Исповедях" Кроули записал: "Я интерпретирую слово Yeheshuah как схождение Святого духа в уравновешенные силы материи [т.е. 4 элемента], и, следовательно, имя Yeheshuah означает, что человек создает Божественное благодаря тому, что Святой дух нисходит в его сердце".
Возможно, Дух (Шин) следует также соотнести со Святым Ангелом-Хранителем. Недаром Кроули писал, что вторая часть формулы Тетраграмматона - это Великое Делание, т.е. собеседование со своим Святым Ангелом-Хранителем (САХ). Можно напомнить, что степень Младшего Адепта в Золотой Заре 5°=6°, к которой относится Ритуал Розы и Креста, как раз и предусматривала собеседование с САХ.
Стоит ли телемитам пользоваться этими именами и формулами? Разумеется, запретов на это нет, тем более что формулы Старого Эона в определенной мере еще работают. Однако более правильно в нашей работе использовать имена и правила нового Эона, что и предпринято в двух вариантах Телемитского Ритуала Розы и Креста. Необходимо заметить, что ни один из них не является официальным документом О.Т.О. или А.А.. Однако, как писал тот же Кроули, самодельный, но правильно составленный и хорошо понятый ритуал, действует гораздо лучше, чем длинные и сложные церемониальные действия, совершенно непонятные для мага.
Первый вариант Телемитского Ритуала Розы и Креста весьма близок к варианту "Золотой Зари". Главное отличие состоит в том, что имена Yeheshuah и Yehovashah заменены на имя Babalon. При этом Ключевое слово (формула) INRI сохраняется.
Насколько это правильно? Использование имени Бабалон вместо каббалистических вариантов имени Иисуса, вполне допустимо, если и там, и там выдвигать на первый план роль "Искупителя". В использовании формулы IHRI также нет ничего предосудительного. Сейчас мы живем в "переходный период", который, как писал Кроули в Книге Тота, может продлиться до 500 лет. Так что, почему бы и не пользоваться этой формулой? В конце концов, в Гоетии маг приказывает духам именем IHVH, но от этого он не становится правоверным иудеем. Другое дело, что объединение в одном ритуале "Слов силы" старого и нового Эона выглядит не вполне логичным. Ритуал выглядит разноплановым и эклектичным, что, наверняка, снижает его эффективность.
Очевидно, более удачным является другой вариант Телемитского ритуала Розы и Креста, который составлен одним из отделений О.Т.О.. Любовь и Искупление в нем трактуются через образы соединения Зверя и Бабалон. Именно эти имена (а не Yeheshuah и Yehovashah) используются при начертании крестов в четырех углах Храма.
В отличие от Ритуала "Золотой Зари", в Телемитском Ритуале обход Храма идет не по ходу солнца, а противосолонь. Как поясняют авторы ритуала, "это было сделано для того, чтобы правильно объединить мощный "герметический, запечатывающий" эффект ритуала с движениями телемитского ритуала Пентаграммы и Гексаграммы".
В Телемитском Ритуале используются различные варианты образов Зверя и Бабалон: Нюит и Хадит, Венера и Пан. Последовательность четырех обращений Розы и Креста к Зверю и Бабалон выглядит вполне логично. Вначале (при обращении на северо-восток) маг прибывает в "любовном пиршестве", затем, при обращении на северо-запад, "во власти желания", далее - происходит "соединение Бабалон и Зверя", и, наконец, они испытывают "полное блаженство".
Символика этих обращений вполне совпадает со смыслом Знаков N.O.X., относящихся к четырем Сфирот, расположенным выше Тифарет (Гебура, Хесед, Даат и Бина). Их также можно интерпретировать, соответственно, как фаллос, проникновение, сексуальный акт, выброс семени (зарождение новой жизни). Характерно, что среди знаков N.O.X. отсутствует Знак Девственницы (Пуэлла), что вполне объяснимо - невеста Зверя не Девственница, а Блудница, Бабалон, Венера.
Стоит отметить, что заключительный знак N.O.X. - Знак Матери Торжествующей (называемый здесь Знаком Жизни, возникающей из Смерти), относящийся к Сфире Бина, - первой Сфире над пропастью - (и символизирующий, по всей видимости, выброс семени) находится отдельно в кульминационной части ритуала. Именно тогда происходит фиксация и вибрирование имени Ра-Хор-Хуит, магического ребенка, прообраза Святого Ангела-Хранителя мага, родившегося в результате соединения Зверя (Хадит) и Бабалон (Нуит). Ключевым словом данного ритуала является не формула Старого Эона - I. N. R. I., а формула Нового Эона - ABRAHADABRA. Слово из 11 букв (объединяющее Пентаграмму [Человека] и Гексаграмму [Бога]), чье числовое значение, по правилам Гематрии, равно 418 [числу Великой Работы].
Думаю, что смысл Телемитского Ритуала Розы и Креста помогает понять карта Таро, на которой изображена Блудница на Звере (на Льве или точнее - Змее-Льве). Эта карта - одиннадцатый Аркан Таро. "Это самая мощная карта из всех двенадцати зодиакальных карт, и она изображает важнейшую из всех операций магии и алхимии - акт изначального брачного союза", - пишет Кроули в Книге Тота.
Интересные дополнительные пояснения можно узнать и из одиннадцатой (то же число, что и у Аркана карты "Вожделение") главы его Книги Лжей: "О священной Отрицательной Троице. Нуит, Хадит, Ра-Хор-Хуит понятны лишь Мастеру Храма. Они - над Бездной, и они содержат в себе самих все противоречия. (...) Сквозь Бездну проникает Свет, Роза и Крест, восторг объединения, которое разрушает, которое и есть Путь. Роза и Крест - Посланник Пана". "О тех, кто находится над Бездною, говорят, что они живут в Ночи Пана; их можно достичь, только уничтожив Все. И поэтому Мастер Храма [Сфира Бина] живет в Ночи Пана", - поясняет Кроули в примечаниях к этой главе.
Маг излил всю свою жизненную силу в Чашу Бабалон (Грааль). Он пересек Пропасть и стал Мастером Храма, он умер и возродился.
Смысл Ритуала Розы и Креста можно понять, лишь постигнув Формулу Розы и Креста. В Ордене А. А. ее начинают изучать в степени Ревнитель (Zelator) (2°=9°). Об этом Кроули сообщает в своей работе "Одна Звезда видна", где описываются задачи степеней А. А.
Однако, как пишет в той же работе Кроули, работать с данной формулой могут лишь члены А.А. в степени Младшего Адепта (5°=6°). Здесь важно напомнить, что степень Ревнитель соответствует Сфире Йесод, то есть Луне, а степень Младшего Адепта соответствует Сфире Тифарет, то есть Солнцу.
Свет Луны - отраженный свет Солнца. Член Ордена начинает изучать формулу, полный смысл которой откроется ему лишь на более высокой степени посвящения.
В своей книге "Мистическая и Магическая система А.А." Джеймс Эшелман пишет: "Есть мнение, что под "формулой Розы и Креста" Кроули подразумевал сексуальную магию. Оно довольно распространено, но, к сожалению, неверно. В то же время, неправильно говорить, что это мнение неправильно".
В посвятительном ритуале, практиковавшемся в старой Золотой Заре, символом, позволяющим кандидату войти в Храм Йесод, чтобы получить соответствующую степень, был Кадуцей Гермеса (Жезл, обвитый двумя змеями).
Две священных колонны - серебра и золота,
Восторженный танец наших столь различных сущностей.
Их оживляет красота дневной славы;
Их обволакивает удовольствие светящейся ночи.
Заливает водой, чтобы погасить великий пожар;
Обжигает огнем, дабы очистить нисходящее желание.
Закручивая волнами, раскачивая, переплетая,
Окутывая, пеленая друг друга ежесекундно.
Тайные, неясные, загадочные двойные зеркала,
Нет разницы; они - одно
И - нет.
Эту идею, которую Джеймс Эшелман выражает в поэтической форме, ниже он описывает в прозе: "Тайна Розы и Креста - самое личное из всех таинств. Никто не может интерпретировать его для другого. Эти таинства столь же личные, столь же интимные, столь же тонкие, столь же неуловимые и столь же вездесущие, как любовь".
Конечно, полная интерпретация невозможна, однако можно попытаться постичь общий смысл. В своей книге "Магия в теории и на практике" Кроули пишет: "Следует сказать и еще об одном жертвоприношении, которое Адепты окружают как можно более глубокой тайной. Это высшая мистерия практической Магии. Она называется "формулой Розы и Креста" [Роза+Крест]. В данном случае в жертву (в определенном смысле) приносится сам Маг, и жертвоприношение должно совпасть с произнесением самого возвышенного и тайного имени Бога, к которому он желает воззвать".
Смысл этого пассажа помогает понять отрывок из другой работы Кроули - Liber Aleph: "Ибо в земной жизни сексуальный экстаз - это растворение себя в Возлюбленном, создание третьего сознания, превосходящего его родителей, которые снова отражены в ребенке".
Другой Ключ - глава XI из Книги Лжей, где сказано: "Сквозь Бездну проникает Свет, Роза и Крест, восторг объединения, которое разрушает, которое и есть Путь. Роза и Крест - Посланник Пана".
О каком же ребенке идет речь в контексте в контексте данного ритуала? В космогонии Книги Закона есть отсылка к Ра-Хор-Хуит, каббалистическому "ребенку", который является общим символом Святого Ангела - хранителя каждого человека.
Из экстаза рождается ваш Святой Ангел-Хранитель. Вот как описывает это таинство Джеймс Эшелман:
И вот завесы поднимаются, иль частью,
подобно нежным вспухшим складкам плоти,
Открывшимся, чтобы впустить меня всего.
И яркая звезда раскрылась снова.
Одна звезда видна.
Вне смерти, вне пространства, вне причины,
Я потерялся и нашелся, сразу,
И навсегда, и никогда.
Вот два, один, ничто.
Безумная игра, когда мы-я-она
встречаемся в огне экстаза, боли,
без света
в звездной ночи,
изливаясь,
фонтаны-близнецы из золота и серебра
пульсируют,
сверхновые, пульсары и квазары,
взрываясь, извергаются потоком
света звезд,
крик затерялся в Тишине,
в великом ритме творческом
в беззвучной и беспредельной
КРАСОТЕ Твоей
В заключение небольшое пояснение о Ра-Хор-Хуит как фундаментальном архетипе Богочеловека и Святого Ангела - Хранителя.
Ра-Хор-Хуит - это третье Божество Телемитской Триады (после Нюит и Хадит), Коронованный и Побеждающий Ребенок, плод союза Нюит и Хадит. Поскольку Нуит есть бесконечное расширение, а Хадит - бесконечное сжатие, то должны существовать и точки их соприкосновения. Это бесконечное соприкосновение создает основу возможной вибрации (их Ребенок Гор); область действия, в котором вселенная может проявиться. "Он, однако, известен под своим особым именем, Херу-Ра-Ха (чье числовое значение 418). Двойной бог; его форма, обращенная вовне, - Ра-Хор-Хуит; а его пассивная или сосредоточенная сама на себе форма - Хор-Па-Крат". Книга Закона дает также и другие варианты произношения его имени (Ра Хур Хут и Ра Хур Ху), которые помогают постичь некоторые важные аспекты этого Божества.
Более подробно этот образ будет рассмотрен при обсуждении Ритуала Знания и Собеседования со своим Святым Ангелом-Хранителем.
© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O.