Огонь Вдохновения и Бездна

Леонид

Мировое Древо

В мифах мы нередко встречаем упоминание о древе мира, корнями уходящем в воды небытия или хаоса. Этой своеобразной оси мира дают множество различных имён (“Иггдрассиль”, “Эц Хаим”, “Сидрат аль-мунтаха” и десятки других), при этом суть универсального архетипа остаётся всегда одна: олицетворение мироздания и жизни.

В большинстве случаев корни древа уходят в море, а ветви плодоносят, например, в мифах о джамбу— монгольском Древе Жизни. Само это название, «джамбу», якобы произошло от звука, с которым созревшие плоды падают вниз, в море Мапа-му.

Что собою олицетворяют плоды, - тема для иной дискуссии, но на ум приходит гильгуль нешамот, известная манихейская ересь:

Смерть – это освобождение (…), и после смерти души возвращаются к истоку.

По стволу древа протекает либо река, либо, реже, пламя, олицетворяя живительный сок, преобразованные первородные воды. Так, например, в Книге Талиесина поэт описывает древо мира:

Какое древо величественнее
Нежели Даровни?
Я не знаю убежища в раю,
Чья тайна была бы величественнее.
10 светлых человек Горовни,
Возможно, знают,
Магический жезл Матовни
Вырос из какого древа.

Согласно поэмам книги, воды, что питают дуб Даровни, носят название Gwyllonwy, образованного он gwyllt, что означает “безумие” и “дикость”. А вот в рассказах, входящих в цикл “Мабиногион”, о Передуре, сыне Эфранга этот дуб упоминается как горящий, но при этом “пламя не способно навредить ему”.

Бригид и Барды

Многие современные мистики ассоциируют вышеописанное пламя с Огнём Бригид, популярной фигурой среди современного языческого возрождения. Например, в церемонии американского ордена AODA (American Order of Druids, основаного в 1912-м году), есть строки об огне Бригид, протекающем по стволу мирового древа.

Так же как и сок мирового древа, сама богиня Бригид ассоциируется как с водою, так и с огнём. Многие культовые практики были связаны со священными родниками и колодцами Бригид. Вода из родника символизировала единение нижнего и верхнего мира – поднимаясь из темных глубин к свету небес. Горячие источники объединяли в себе оба проявления Бригид – огонь и воду. (Séamas Ö Catháin. «Hearth-Prayers and Other Traditions of Brigit». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии).

Богиня известна как главная покровительница Бардов и источник вдохновения. Так, в “Описании Уэльса” (Giraldus Cambrensis, Description of Wales) говорится:

Бард должен был знать старые песни и рассказы, а также формальные правила сочинения, но ему также приходилось научиться находить вдохновение — будто путешествовать вне времени и пространства, чтобы быть одаренным Богиней - известной как Бригид в Ирландии и Шотландии, Керридвен в Уэльсе. Для этого их учили пользоваться сенсорной депривацией. Они лежали в темных комнатах, и до них не доходил ни звук, ни свет. Иногда с камнем на груди, чтобы сосредоточить внимание.

Тогда, если им повезет, придет вдохновение, и позже они смогут провозглашать свои песни или стихи так, как это описано поэтом Уильямом Блейком в «Песнях опыта»:

О Услышьте голос Барда / Кто видит настоящее, прошлое и будущее / Чьи уши услышали святое Слово / Которое ходило среди вековых деревьев...

Ирландские друиды называли полученное ими вдохновение имбасом. Валлийские друиды называли его Авен - что означает «текучий дух» или «благословение богов». Джеральд Уэльский, писавший в двенадцатом веке, сказал о тех, кто получил Авен:

Когда вы советуетесь с ними по какой-то проблеме, они сразу впадают в транс и теряют контроль своих чувств... Они не отвечают логическим образом на заданный им вопрос. Слова льются из их ртов, бессвязные и, по-видимому, лишенные всякого смысла, но в то же время хорошо исполняемые: и если вы внимательно слушаете то, что они говорят, вы получите решение вашей проблемы. Когда все закончится, они вернутся, как если бы они стали обычными людьми, проснувшимися от крепкого сна, но вы должны хорошенько встряхнуть их, прежде чем они восстановят контроль над собой. А когда они приходят в себя, они не могут вспомнить ничего из того, что они сказали в промежутке. Кажется, что они получают этот дар прорицания через видения, которые видят во сне. Кому-то кажется, что им намазывают рот медом или сладким молоком; другие говорят что лист бумаги с написанными на нем словами прижимается к губам.

Пламя и воды Бригид ассоциируются с плодородием и процессом творения, с молоком вскармливания и т.н. Авеном, символом вдохновения. Првую современную интерпретацию предложил фримасон Йоло Морганвг. Сейчас Авен является эмблемой крупнейшего в мире друидического ордена ОБОД. По словам его текущей главы Филиппа Каргома (Journeys of the Soul: The Life & Legacy of a Druid Chief), символ долгое время находился под строгой цензурой и охраной основателя ОБОД Росса Никольза, носившего мистическое имя Брата Нуинна и был получен им через Кроули. Вскоре Авен стал основополагающим символом огромного множества неодруидических организаций.

В символе виден очевидный архетип тройственности (Бригид описывают как богиню о трёх ипостасях), а многие мистики увидят здесь верхнюю триаду сфирот и столпы кабалистического древа. Окружающие кольца принято ассоциировать с тремя мирами, Аннвном, Абредом и Гвинвидом. Где Аннвн, внутренний из них, - являет собою первородное море тьмы.

Три точки в верхней части изображения ассоциируют с тремя каплями из котла Керридвен-Бригид. Вот что о них написано в Книге Талиесина:

Керридвен владела мощной магической силой, и решила сварить для своего уродливого сына большой котел, полный знаний и вдохновения. […] Она собрала в котле всю мудрость древних, как и всю ту мудрость, которая еще только должна была появиться- Три Имени Бога- Имена Духов Света и Имена Духов Тьмы, тайный код, благодаря которому образуются кристаллы или прорастает семя, попавшее в женщину. […] Прежде чем напиток будет готов, пройдет один год и один день, и за все это время ничто не должно прерывать кипения и выделения пузырьков. Целый год: лето и осень, зима и весна, и еще один день — день вне Времени. После этого в котле останется три капли жидкости, и их следует проглотить. Эти капли дадут вдохновение и всю мудрость, которую в состоянии усвоить человек. […] Гвион, утомленный своей работой, помешивал варево: его товарищи по играм продолжали играть, скот его отца оставался без присмотра. Он мешал день за днем, и черпак становился все тяжелее, а волшебный напиток все гуще. В последний день, когда его руки ныли, спину ломило, а глаза слипались от долгого отсутствия сна, взорвался пузырек на поверхности и три капли взлетели кверху и обожгли его палец.

Он инстинктивно поднес палец ко рту и облизал его.

В то же мгновение Время остановилось, Дерево Жизни покрылось огненными цветами: от Начала до Конца Гвион увидел все, что Было, Есть и Должно Быть.

Дальнейшая история описывает как Керридвен пускается в погоню за Гвионом, в ходе которой он меняет обличия и проходит тернистый путь становления из юноши в мужа, в конце обретая имя Барда Талиесина.

Обретение вдохновения считалось краеугольным камнем для становления магом (Друидом), и соискатель во времена языческой Британии должен был провести на этом этапе 20 лет, и лишь затем двигаться дальше.

Бригид как Белая Богиня

Первую серьёзную попытку составления образа Белой Богини предпринял Роберт Грейвз (The White Goddess: a Historical Grammar of Poetic Myth), который не уставал связывать с ней и триединую Бригид. По словам Фрезера книга Грейвса легла в основу культа Триединой богини у виккан (The Myth and Ritual School: J.G. Frazer and the Cambridge Ritualists). Богатая поэтическая фантазия Грейвса различает за образами самых разных богинь — кельтских, германских, греческих, семитских — некий единый образ. За всеми мифологиями, по Грейвсу, стоит Белая богиня — божество рождения, любви и смерти. Этим трём формам соответствуют три фазы Луны. Из ритуального почитания богини рождается «истинная» поэзия. Любой поэт — своего рода жрец этой вечной женственности.

В этом свете крайне любопытен текст из древнеримского произведения “Золотой Осёл”:

“Одни знают меня как Юнону, другие — как Беллону Битв, другие — как Гекату, третьи — как Рамнубию, но обе расы эфиопов, земли которых первыми освещает утреннее солнце, Египтяне, преуспевающие в древних знаниях и поклоняющиеся мне церемониями, подобающими моему божеству, призывают меня моим настоящим именем: королева Исида. Я пришла из сострадания к вашему положению, я пришла оказать вам благосклонность и помочь.

Не плачь больше, не плачь больше; час избавления, озаренный моим бдительным светом, близок.”

С точки зрения Телемы Бригид вполне можно рассматривать как одну из ипостасей Бабалон.

Первородная Тьма и Огонь Творения

Первородная тьма, море, а так же Бездна - ещё один архетип, связанный с мировым древом и огнём творения. Блаватская приложила довольно много сил (Тайная Доктрина, Космогенезис), описывая её свойства. Так, первородная тьма является источником всех существующих вещей и их отрицанием, первичным супом и хаосом, содержащим внутри себя все мыслимые и немыслимые идеи.

Так «Покровы» (тьма) означают нумен недифференцированной Космической Материи. […] «Тьма есть Отец-Матерь: Свет их Сын», говорит древнее восточное изречение. […] Свет непостижим иначе, как исходящим из какого-либо источника, являющегося причиною его; и так как в случае Первичного Света, этот источник не познаваем, хотя разум и логика настойчиво требуют таковой, то, с точки зрения рассудка, мы называем его «Тьмою». Представление «Вечного Не-Бытия», которое есть «Единое Бытие», покажется парадоксом каждому. […] В нашем случае Единое Бытие является нуменом всех нуменов, долженствующих, как мы это знаем, лежать в основании феноменов и снабжать их тенью реальности.

Содержа в себе все отрицания и противоречия, тьма отвергает и все логические заключения насчёт неё самой. Любое утверждение оказывается неверным. Понять первородную тьму можно, только если полностью потерять понимание. А поняв через непонимание, следовательно, понимания лишаешься.

Там же, в Тайной Доктрине, описывается рождение первоначального света, или “Искры Творения”. Этот активный принцип появляется путём самоотрицания Тьмою самой себя, и становится прародителем вселенной. Он описан как единственная существующая сущность, составляющей все явления и предметы. Так, мы видим солнечный диск в двух сосудах с водою, но это - один и тот же диск.

Возможно, более точной и современной интерпретацией явления может служить изображение на экране лучевого телевизора, где в каждый единый миг имеет место лишь одна единственная точка, быстро пробегающая по площади дисплея, так что всё изображение, видимое нами - лишь она одна.

Как это работает наглядно: https://hackaday.com/wp-content/uploads/2018/01/high-speed-crt-draws-mario.gif

Это изначальное пламя, пламя творения, дар триединой Бригит, по всей видимости, и есть тот источник творчества Бардов и начало всякого деяния. Он сравним с описанием магического агента у Элифаса Леви:

Магия возможна, ибо существует смешанный агент, природный и божественный, телесный и духовный, универсальный пластический посредник, общее вместилище вибраций движения и образов формы, флюид и сила которую можно назвать в определенном смысле воображением природы (История магии)

Так, центральным понятием в теории магии Леви был так называемый астральный свет - субстанция, пронизывающая весь мир, делающая возможным магическое действие. По Леви, это «агент, природный и божественный, телесный и духовный, универсальный пластический посредник (mediateur plastique universel), общее вместилище вибраций движения и образов формы», «универсальный жизненный флюид» (le fluide vital universel), «живой огонь», «душа мира» (ame du monde), который и обозначается именем астрального света (lumiere astrale). Магия для Леви - это именно наука, оперирующая этим агентом.

Другой же великий маг утверждал следующее в книге «Магия в теории и на практике»: «Магия - это наука и искусство вызывать изменения, в согласии с волей», а так же: «все преднамеренные действия — это действия магии».

И действительно, не является ли любое действо в этом мире, его сотворением, а запальной искрой - воображение действа? Таким образом напрашивается вывод о тесной связи, или даже тождественности воображения и воли.

Исходя из вышесказанного становится вполне понятным принцип, по которому в дохристианской Британии соискатель должен был сначала пройти путь Барда, прежде чем учиться магии Друидов.

Если творческая сила идёт бок о бок с творением воли, и является источником жизни, то действительно живущий дух можно определить в том числе по его творческой силе. “Подлинный художник выше мага”, утверждал Пророк.

Оплодотворение тьмы

Огонь воли часто считается “агрессивной” и “мужской” силой. Вероятно, на основании этого Кроули утверждал, что женщинам недоступна магия, но точно не стоит рассматривать эти слова буквально, ведь самого Алистера окружало немало великих магов-женщин. Предположим, смысл утверждения в том, что каждому практику необходимо обрести андрогинность, и т.н. “мужской” принцип - есть лишь источник творящий.

Таким образом огонь воли - это явное проявление Зверя Терион (творение нередко ассоциируется с витальностью, ЖИВотной силой), стремящейся к Бабалон, тайны которой связаны с Бездной.

Порождённый первичным морем, огонь творения оплодотворяет свою мать и возлюбленную, являясь парой Хад и Нюит.

Проявления первичного моря

Наконец, чтобы расставить последние точки над “i”, стоит рассмотреть три различных варианта бездны применительно к наиболее распространённой карте древа жизни.

Первое, наиболее абстрактное проявление - это завеса как отрицающая пустота. Айн, согласно каббале, это бытие потенциальной множественности.

Второе проявление моря - Бина и Бабалон. Бабалон – это Госпожа Града Пирамид, лежащего за бездной. Она - Великая Мать, Айма, и персонификация Бины. Хокма же - Терион и Семя Творения.

Наконец, третье проявление - ложная сефира Даат. Считается, что Бина (Разум) - это первая Сефира, которая приносит разделение, но Даат воздвигает это в чудовищный абсолют. Строго говоря, Даат - это то, что заставляет появляться понятиям и словам. Так, чтобы определить стул, стоящий в комнате, человеку необходимо воспринять этот стул как нечто отдельное от себя. Определение, раздача имён - это средство расщепления, которое приносит мнимое познание. При этом, как ни парадоксально (а бездна, как мы уже знаем, - источник всяких парадоксов), это познание никогда не является полным. Так, чтобы определить термин a, нам придётся использовать слова b и с, которые тоже теперь должны подвергнуться определению. Ещё в прошлом веке, великий математик Галуа, методами той же математики доказал, что сама эта наука внутреннее противоречива.

Даат - отделяя нас от мира, порождает Эго, “Я”, а возвышение себя над этой ложной сефирой, то есть пересечение бездны, эгоистически воспринимается равносильным смерти.

Но именно за бездной лежат первоприниципы, именно там живут боги. И так как никто не вправе рассказывать нам о том, как взаимодействовать с собственными богами, Кроули не запрещал переход бездны, коли соискатель истово проявляет (чаще на беду себе) таковой запрос.

Практические приложения мифа

Необходимое предупреждение

Далее позволю себе использовать повествование от первого лица, приведя личные наблюдения и практики, выработанные путём осмысления мифа. Я не утверждаю их действенность для читателя, но, возможно, что-то окажется кому-то полезным.

Первое знакомство с “морем” было получено через несколько месяцев после осознания его природы, примерно в 2004-м году. Во время очередного полусознательного духовного странствия моё “я” начало приближаться к бескрайней пустоте, имеющей поверхность. Движение продолжалось, и тут пришло понимание, что прикоснувшись к ней - “умру”, однако, испуга не было и движение прекращать я не стал, хотя не имел никакого понимания зачем туда стремлюсь. Когда же моя “сущность” была в каком-то миге от касания, на мобильный пришла пустая СМС с неизвестного, да к тому же, зарубежного номера. Громкий резкий звук, изданный телефоном, вывел из транса. Удивившись, я продолжил путешествие “пока не потерял нить” и вскоре вернулся к “Темному Морю”. Снова начав двигаться и почти соприкоснувшись с этим морем, я был грубо выброшен в реальность второй(!) пустой смс с того же номера. Осознав что случилось, я решил позвонить на него со словами благодарности, но услышал в ответ короткие гудки, будто звонил абоненту, которого не существует.

Никогда больше такой “мистики” с телефоном не случалось, но произошедшее явно показало, что всякую практику работы с этой “тьмой” стоит немедленно прервать. Точные совпадения звонков, сопутствующие обоим попыткам не оставляли в этом никакого сомнения.

С полдюжины лет, после этих событий, я не проводил настоящих опытов с архетипом, пока, в ходе очередного эксперимента, не соприкоснулся с явлением случайно. В те годы, изучая особенности стихий, лишь любопытства ради, я наполнил тарелку водой, и поместил в неё плавать обычную чайную свечу. Целью было увидеть будет ли какая-нибудь реакция, некие изменения в поведении стихий. Но в темноте вода оказалась просто непроглядно черна, и, будто реагируя на огонь, разительно изменилась. “Войдя” в воду путём медитации, я вновь встретился с “морем” и аккуратно отступил.

С той ночи я стал осознанно собирать материалы по мифам о бездне и исследовал этот архетип. Так, познавая его лишь “теоретически”, и исследуя творящее пламя, я считал, что нахожусь в безопасности, даже не подозревая, что “практика” может проходить медленно и на пассивном уровне, где-то в глубине души, исподволь, месяц за месяцом. Результатом оказался внезапный сон, содержание которого опущу.

Проснулся я с перманентно изменённым состоянием сознания, к которому адаптировался годы. Его можно описать как то, когда являешься окружающей тебя реальностью, и все чувства, кроме безосновательной любви и свободной воли, - становятся пустой иллюзией. Даже любовь к самому дорогому человеку становится не более чем “игрой”. Но, помимо обычной человеческой любви, возникает новая. Любовь к Богине, настоящая, не привязанная к конкретным воплощениям. Ведь любить личность - это любить не истинно.

Воплощённая личность вскоре принялась “скучать” по блаженному неведению, по мнимой реальности окружающего мира и “захватывающим” чувствам, а к этой личности мы привязаны крепкой цепью. Это вызвало у Эго продолжительный транс скорби, выйти из которого оказалось непросто. Благо от этого опыта, однако, оказалось бесценно.

Пробуждение Творческих Сил

В мифах о Бригид мы равно встречаем как упоминания “огня” поэтов, так и “вод” вдохновения. Поэтому, творческий огонь неразрывно связан с водой, и вода эта принимает форму сосуда. В данном случае для художника сосудом является вид творчества, который он избрал, или заготовок идеи.

Для этого я разработал простейшую практику. Необходимо начать равномерное движение посолонь, по большому кругу. Выбрать точку на этом кругу и каждый раз, проходя мимо неё, внезапно и без подготовки в слух примерять новый образ. Всё время, вплоть до момента произнесения, голова должна быть словно пуста, готовить слова заранее - это испортить результат.

Я Лисица в норе! (При этом мы ощущаем запах земли и запах шерсти)

Я Сухой Осенний Лист (чувствуем холодный ветер и пока ещё теплое солнце на своих оранжевых прожилках)

И так далее: “я - монета в руке нищего”, “я - кожаная перчатка”. Произносите что угодно, даже нелепое, но всегда - спонтанно, без подготовки, с полным переживанием.

Доведя практику до определённого уровня, я обнаружил у себя способность освобождать голову, создавать, так сказать, внутри вакуум, подготавливать сосуд “например, идея для любовного романа”, выраженный скорее как страсть, нежели словами, и в эту пустоту приходила идея, воды принимали нужную форму.

Таким образом можно находить ответы на интересующие вопросы, и уже не поиск ответа, но поиск именно подходящих вопросов становится в жизни важнее.

Любопытно, что можно притягивать почти на физический план некоторые идеи путём спонтанного танца. Например, начать танцевать “холод”, и ощутить как этот “холод” снисходит в пространство.

Фокус Вдохновения

Все практикующие магию в наши-то дни, в какой-то момент обязательно занимаются техникой осознанных сновидений, но один навык сильно недооценён. Я имею в виду перемещение в место, куда направлен взгляд сновидящего. Перемещение должно осуществляться путём “особого способа смотрения” во сне, выработки такого взгляда, когда оказываешься там, куда он направлен.

Если в момент бодрствования применить наработанный взгляд на, допустим, дереве, то есть шанс оказаться словно “внутри” дерева. Опустошив свою голову, как в прошлой практике, мы получаем возможность “постичь” этот предмет. Помещая объект в этот фокус, "фокус вдохновения”, мы видим как он раздвигает себя перед нами, позволяя познать.

Вхождение в Аннвн

Соискатель вдохновения, то есть Бард, осуществлял свой поиск через полное лишение себя света. Стоя в темноте, необходимо обратить внимание на пространство, наполненное тьмой. Она проникает везде и всюду, содержась внутри вещей. У неё всасывающий характер, темнота - как некий туннель, ведущий в царство иррационального, в царство первичной тьмы, как её подобие. Далее перед своим внутренним взором помещается вспомогательный ключ:

После наложения сигилля на тьму, вкрутившись в неё, познаём более “глубокие” слои. Можно заметить то, что Тьма держит на себе все рациональные вещи, и является субстанцией из которого слеплено сущее. И любое рождение, любое событие мира, сопровождается светом, искрой. Более практические применения предлагаю увидеть и придумать самостоятельно, их довольно много.

Позволю уделить немного места разбору силилля. В центре находится равносторонний треугольник вершиной вниз. Этот элемент обеспечивает направление к тёмной воде, на дно Аннвна. Треугольник описан тремя кольцами существования, символизирующими три мира: Гвинвид, Абред и Аннвн. В данном случае Аннвн выделен среди них. Далее мы видим спирали в количестве шести веток. Шесть здесь – нумерологическое значение активной равновесной силы. Спирали расположены так, что точка, идя по ходу солнца, двигается вовнутрь.

Сексуальная магия

Знакомый мистик, решивший в медитации посетить ядро Земли, испытал внезапный оргазм. Он поделился тем, что обнаружил: процесс духовного соития творящей силы, названной им Красным Зверем, и Тьмы Земли. Это был творящий акт, порождающий жизнь. Заинтересовавшись темой, мы вскоре обнаружили, что само переживание оргазма, даже на примитивном уровне, - это в принципе чувство, обоснованное прикосновением к духовным областям, где происходит непрерывный процесс сотворения.

Исходя из полученной информации, я разработал практику, в ходе которой мы принимаем образ зверя, параллельно занимаясь сексом на физическом плане, погружаемся в первичную тьму, и направляем “вспышку” для реализации запланированных событий. Позже оказалось, что такая практика уже давно придумана, и названа Магией Хаоса.

Изучая отзывы о её результатах, я заметил, что проявления желаний редко бывают благостными. Они извращаются, словно некий злобный джин назначен реализовывать запросы практика. Ответ, конечно, очевиден любому Телемиту: желание должно совпадать с истинной волей.

Сейчас я вижу подобные практики скорее как способ познания, нежели как средство для реализации желаний. Потому как преследование любых желаний, противоречащих воли, - это путь к клипот. А истинная воля познаётся на таком этапе, когда в подобных практиках уже редко возникает необходимость.

Но что делать тому, кто не знает истинной воли? Есть ли возможность найти такую ипостась, чтобы разрешение было максимально благостным. Какой-нибудь предохранитель? По моему мнению таким, с наибольшей вероятностью, может выступать Земля.

Земля здесь - это заботливая мать, не способная желать зла, не способная желать страданий, и вредный запрос просто не будет реализован. Но эту мать нужно вожделеть как МИЛФу (Mom I Like to Fuck), Ведь Земля - это Бабалон.

Онан проливал своё семя на землю, не осознавая что порождает потомство. Как говорил Кроули, любое половое сношение порождает жизнь, как минимум, низших духов. Мастурбация в духовном роде - это проливание своей низшей воли впустую, и порождения потребуют от нас дополнительной работы по их воспитанию. Но онанизм - проливание семени на возлюбленную Землю (физически у нас вполне может присутствовать партнёр). В экстазе проливая свою волю на Мать Землю, подобно Онану, и в любви, мы получаем гораздо меньший шанс негативных последствий, вследствие благости заботливой Матери.

Да не промахнётся практикующий.



Ссылки