Молчание как четвертая магическая добродетель Сфинкса
Брат Х«Странствуй одиноко; неси Свет и Посох свой! И Свет твой да будет так ярок, что не увидеть тебя человеку.
Ничему не поддавайся ни снаружи, ни изнутри: неизменно храни Молчание!» ("Книга Тота" Л.М. Дюкетт)
«Почему вам не понравился мой вопрос о яйце? Не потому ли, что вы не знаете ответа?»
— из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули от 30 ноября 1939 г.
Молчание — форма ритуального поведения, соотносимая со смертью и сферой потустороннего. Одна их четырех добродетелей Сфинкса. Обычно соотносится со стихией Земли. Молчание, как обрядовое воздержание от речи, помогало человеку устанавливать связь с «иным» миром. Молчание являлось характерной чертой поведения человека при исполнении некоторых обрядовых магических действий, часто имеющих эзотерический характер. Иногда молчание предшествовало какому-либо важному событию или обряду, трактовалось как форма Очищения человека, его подготовки к тому или иному событию, как своеобразная жертва. (Телемапедия)
Значение и толкование слова «молчать» в толковом словаре С. Ожегова: «нe произносить ничего, не издавать никаких звуков; соблюдать что-нибудь в тайне, нe рассказывать o чём-нибyдь, нe высказываться o произошедшем»
Для начала давайте разберемся что подразумевало «Молчание» в основных экзотерических религиях Мира и Философии:
В философии молчание понимается как самоотрицание звучащего высказывания во имя утверждения невербализуемых ценностей. Молчание есть начало и конец нашего жизненного пути.
Если исследовать эффекты спокойного сосредоточения, то мы обнаружим, что именно в безмолвии мысли, превосходящие человеческое сознание,
облекаются символами и открывают нашему воображению нечто, невыразимое в словах.
Конечно, между молчанием и тишиной существует связь, а главным отличием между этими понятиями выступает их отношение к человеку. Тишина находится за пределами коммуникативного взаимодействия и не имеет отношения к человеку. Создать же молчание человек может, просто перестав издавать звуки. Данное положение поддерживают Бахтин М.М., Богданов В.В., Логинова М.В. и др., высказываясь по этому поводу так: «молчание возможно только в человеческом мире и только для человека»; «молчание присуще человеку, это симптом психического»; молчание – это «осмысленная тишина». Тишина же остается атрибутом внешнего мира, в котором царит «мир, покой, согласие и лад» и который характеризуется «отсутствием крика, шума, стука».
Что интересно, молчанию свойственна функция действия, которую следует понимать как размышление, мыслительную работу человека. На самом деле в процессе общения коммуникант не может говорить постоянно, и безусловно возникающие паузы используются для осмысления услышанного, выработки линии поведения, подбора нужных слов.
Исторически феномен молчания актуализировался как духовная практика. В древневосточной религиозной философии (даосизм, буддизм) молчание рассматривалось как психоэмоциональная практика, как этическое и эстетическое действие, раскрывающее онтологические и гносеологические вопросы. Ограничение вербальной деятельности заключалось в особых обетах, медитациях, сдержанности, в проявлении аскетизма, выступало как метод самопознания с возможностью формирования нравственных и волевых качеств личности.
В буддизме третья ступень восьмеричного пути достижения нирваны повелевает воздержаться от ненужных речей, какими являются пустословие, сплетни, злословие и т.д. Отказ от речи и погружение в себя «даёт возможность общения с Богом, а также повышает вероятность извлечения из себя новых знаний». Согласимся, что мысли работают в молчании. Просветлённый Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни) достиг истинного знания именно после длительного отшельничества. Для буддизма правильным является отказ от языка в пользу молчания, т.к. «вербальность иллюзорна, хаотична, нереальна». Слова либо отстранились (оторвались) от реальных объектов, либо путаются друг с другом, «погружая человека в хаотичность бытия».
Английский философ Ф. Бэкон так описывал этот процесс: «Слова прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к бесчисленным спорам и толкованиям». Известна древняя буддистская практика – випассана – способ соединения человека со своим внутренним «Я», прекращение внутреннего конфликта и обретение себя посредством молчания и медитации.
Медитация с латинского языка буквально переводится как «обдумывать», «вырабатывать идеи», «мысленно созерцать», т.е. является особым разговором с миром на уровне безмолвия.
В йоге, буддизме, индуизме существует специальная техника медитации – мауна («внутреннее молчание») – это священное молчание, которое позволяет человеку погрузиться в себя, найти там умиротворение или смятение и очиститься. В результате медитации у человека появляется особая чувствительность к окружающей реальности, и это приближает его к пониманию Любви, что для Нас немаловажно. Постепенно обретается устойчивая связь между молчанием и любовью. В этом случае значение молчания наполняется сакральным действием и поиском смысла жизни.
Символом же священного молчания с давних времен в коллективном сознании различных народов являлась мистическая рыба, которая плавала по «рекам эмоций» в сфере бессознательного. Рыба также обозначала душу человека, которая ищет смысл и сущность бытия.
Известное высказывание Конфуция: «Молчание – великий друг, который никогда не изменит» представляет собой разновидность добродетели субъекта и повествует о проявлении высшей степени вежливости и искренности. И действительно, часто человек жалеет, что был чрезмерно болтлив. Народные пословицы и поговорки подтверждают эту мудрость: «Счастье любит тишину», «Чем похвалишься, без того и останешься».
Заглянув глубоко в историю, увидим, что еще в античности молчание рассматривалось как один из важнейших атрибутов мышления и бытия. У древнегреческого философа Плотина «познать» значит «не вопрошать» и «разуметь самому в молчании» подобно тому, как природа молчит и не имеет обыкновения говорить». Подобный взгляд на молчание был и у пифагорейцев. Пять лет «воздержания и молчания» – таков был испытательный срок для желающего поступить в школу Пифагора. Повиновение старшим, продолжительное молчание и принятие на веру всех учений – таковым было обязательное требование и в дальнейшем. Только спустя годы, с обретением определённых навыков, для пифагорейца допускалось самостоятельное рассуждение.
Взаимосвязь вопрошания и припоминания (Сократ, Платон) стала исходным пунктом извлечения скрытого в каждом человеке знания. Как утверждали древнегреческие учёные, чтобы человеку научиться молчать, нужно научиться спрашивать или вопрошать в нашем с вами случае.
Мудрость молчания в православии воплотилась в уникальном образе иконы Спас «Благое Молчание». Это редкая икона, на которой изображен Иисус Христос в виде Ангела Света до своего явления человечеству. Он смотрит внутрь Себя, на груди у него скрещены руки. Этим Спаситель выражает молчаливое смирение, покорность и готовность принять всё, что готовит ему Бог Отец.
В немецкой западной философии к категории молчания обратился М. Хайдеггер. По его мнению, молчание позволяет постичь закрытые области познания, и истинный язык – это язык молчания. В своей монографии «Путь к языку» и докладе «Язык» М. Хайдеггер делает акцент на том, что молчание – это «подлинное» говорение, и, в то же время, говорить и писать о молчании невозможно, так как это «порождает развратнейшую болтовню».
В Куране сказано: « Все мои последователи удостоятся прощения и защиты (по милости Господа), кроме оглашающих и разбалтывающих (рассказывающих).
В контексте Телемы и Степени Минерваль, Молчание — это способ заглянуть внутрь себя, спуститься в свое подсознание.
Это значит, что молчание то, что было даже до буквы Алеф, до 0, до первого выдоха и первого движения. В нем сокрыт весь потенциал непроявленной Вселенной. Молчание покрыто темнотой, закройте глаза и наступит тишина. Когда мы облачаемся Мантией, все постороннее уходит от нас, мы молчим и сосредотачиваемся на работе.
Числовое значение еврейского слова «хранить молчание» - 65, что совпадает с числовым значением имени Адонай. А само важная и ключевая работа — это познание и собеседование со своим САХ и молчание может быть ключом в этом путешествии.
Пример: В своей практике во время определённой медитации я часто слышу свой Голос, который настаивает примерно на одном и том же:
Не говори ничего… Слушай… Я за Сердцем… Меня найдешь ты в полной Тишине…
Анахата Чакра – связанна с Сах, и о ней говорится, что Анахата, Анахата-чакра (санскр. अनाहत, anāhata — «безударный, непроявленный звук». А в другой трактовке - "незапятнанная, не подверженная колебаниям", нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. А «Непоколебимая» также указывает на постоянство и непрерывность ее работы.
Во время медитации на Сфиру Тифарет у меня было такое видение:
Отдельная вселенная. Звёздная ночь. Я в поле. По краям леса, но я смотрю вперёд и там краёв поля не видно, бескрайние просторы. Под ногами ровная зелёная трава. Я стою босиком и чувствую свежесть росы под ногами. Абсолютная тишина, ни звука не слышно, всё замерло в ожидании чего-то. Я юнец. Напряжённым взглядом смотрю куда-то вдаль. Напряжение такое, что я всем телом ощущаю воздух, я пропитан вселенной насквозь. Должно что-то случится, прямо сейчас. Электрическая наполненная Тишина.
Помните, как во время лекций преподаватель просит вас сначала вести себя потише, потом культурно помолчать, потом делает многозначительную паузу и в конце концов, если это не помогает, просит заткнуться и выйти вон. Это все для того, чтобы беспорядочные шумы не отвлекали добродетельных студентов от темы занятий. Тоже самое и с шумами в наших головах, говорить, чтобы вы услышали должен кто-то один и это САХ. И вспомнив о том, к какой Сфире относится познание и собеседование со Священным Ангелом Хранителем, вспомним крылатую и бородатую поговорку, что Молчание – Золото!
Пример из практики Траттаки:
Да, сначала ты замечаешь рой мыслей, которые пребывают с тобой постоянно, эта каша в котле во время варки, из которой периодически вылезает или выплевывается ошметок мысли, которое ты считаешь логически оправданным куском очередного дерьма. Но теперь они все на виду. Ты позволяешь им течь мимо и улетать прочь, и не спеша, наплывами они уходят как стадо овец у створа ворот, толкаясь, бекая, спеша и тормозя, спотыкаясь... Что же остаётся?
То одно, что было правильным, т. е. не вызывает разладов и сомнений.
Молчание – это вечная и изначальная база для возможности движения, без движения не было бы слышно и звука. Поэтому пребывая в медитации главная задача отключить все связи с внешними раздражителями. Отключить движения тела, закрыть глаза, закрыть Рот, находиться, чтобы тела не касались окружающие предметы, отключить поток мыслей и образов, и даже если единственным связующим звеном останется дыхание, перестать наблюдать и за ним, оставив его работать естественным автономным образом. Что же останется? – Ничего. То предначальное «Ничто» из которого все появилось.
Кингсли пишет о Юнге: Он объясняет, ничего не объясняя, что для того, чтобы даже только унюхать Магию, нужно огромное искусство, потому что ей нельзя научиться или научить, точно нельзя узнать, точно нельзя понять, она хранит безмолвие и требует, прежде всего, полного отвыкания от Разума.
С Другой стороны, наш с вами заклятый враг товарищ Хоронзон «погрязший в путанице и хаосе своих мыслей, очень боится молчания. Именно молчанием его можно принудить к повиновению <…> превыше всего Хоронзон боится сосредоточения и молчания; поэтому тот, кто желает повелевать им, должен молча сосредоточивать волю», — отмечает Алистер Кроули в своей работе «Видение и Голос».
Из моей практики во время медитации на Сфиру Даат у меня появились скорее даже не видения, а мыслеформы, выборочно, а видения были потом:
1. Я не верю, я - знаю. (Юнг)
2. Пустота всех усилий, они изначально были напрасны. Шуньята, и шуньята как пустота и изначальное молчание. Даже в нашем произношении Шуньята звучит Тихо.
3. Миллионы зеркал отражающие друг друга, и больше ничего.
5. Если нормальная психика — это гармоничная совокупность всех психических отклонений, то Бездна - контейнер, куда все отклонения беспорядочно сброшены и не видят друг друга. Крики, вопли, стоны. Голоса в тишине и темноте.
7. Я падаю в Звезду. По сравнению с ней я пылинка. Она сжигает меня полностью, все мои "тела и разумы" без остатка, до основания. Меня нет. Ничего нет. Без меня ничто не существует. Ни Солнца, ни Звёзд, ни Творца, ни Любви.
8. Все родилось с моим рождением, все умерло, когда меня не стало (Будда)
9. Дзен - держусь за ветку над пропастью. Отпущу. Разобьюсь! Обратно не забраться! Есть ли смысл держаться до конца? Нет! Отпусти... Лети...,
Подвешенное над пропастью состояние тоже скорее пик молчания и максимального сосредоточения.
Дзеновское Здесь и сейчас, и советское – есть только миг между прошлым и будущем - говорят о чистом бытии без намека на временные рамки. На жизнь вне времени и т.д.
C Гарпократом связан символ розы. По легенде Амур, получив её в подарок от матери, богини любви Венеры розу, посвятил этот цветок Гарпократу, египетскому богу молчания, чтобы влюблённые не разглашали тайны своей любви.
Хор-па-Крат – это наша спящая (а потому безмолвная) Божественная искра, осознавать которую мы начинаем в степени Минервал.
В «Книге Закона» Ра Хор Хут говорит о себе: «Я — Сокологлавый Владыка Молчанья и Силы» (3:70).
Интересно что в русском языке существуем множество синонимов к слову «Молчание»: безгласность, безмолвие, беззвучие, тишина, тишь, молчок, пауза, Гарпократ и др. Иностранное слово «Гарпократ» входило в состав русского языка еще в 1910 году.
Молчание как закрытость, обособленность от обыденного, профанного мира — это и условие магической работы, ее начало и ее завершение.
Кастанеда об этом писал как о прекращении внутреннего диалога, говоря, что это самая важная магическая техника, которой ученик должен овладеть,
это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека. Маги древности также называли это абсолютной свободой. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.
Молчанье благодатней всякой речи.
На дерево, колеблемое ветром,
Не лягут росы горней благодати!
В зерцале вод не отразятся звезды,
Когда его туманит зыбь волненья! ("АГА" А. Кроули)
Тут как я вижу намек взаимосвязи Макро и Микрокосма. Они сначала должны советовать друг другу. Есть ли такое понятие как Тишина Вселенной, - я не знаю.
В «Книге 777» относят Молчание (как одну из 10 добродетелей)
к сефире Бина. (снизу вверх, куда нам и надо). У нас так и не получилось обсудить взаимосвязь Сатурна и Земли, так что этот вопрос поднят не был. А ведь именно молчание всегда считалось особенно желательным достоинством женщины. Как бы там ни было, несомненно, язык является ее самым опасным оружием, а молчание указывает на восприимчивость. Если мы молчим, мы можем слушать, но когда говорим, ворота на входе сознания закрыты. Именно сопротивление и восприимчивость Бина являются ее основными качествами.
Мигель Молинос в главе XVII своей книге «Духовный путеуказатель» пишет:
Тройственное есть Молчание: первое — Молчание слов, другое — вожделений, а третье — помышлений.
Первое есть совершенно, второе — совершеннее, а третье — наисовершеннейшее.
В современное время, с постоянными волнениями, техническим прогрессом и неудержимым информационным потоком удержать сознание «в покое» куда труднее по сравнению, к примеру, со средними веками. Особенно городскому жителю. Сознание в наше время с рождения практически не пребывает в покое и многие даже не знают, что это такое.
В художественном произведении Кроули «Дневник нарокмана» одна молодая пара приехала на лечение в одно место, где кроме природы, дома, еды и воды не было больше током ничего. Что происходит с сознанием, когда оно уходит от привычного ему движения? Оно входит в ступор. И зачастую на вопрос, что я действительно хотел бы от Жизни, - оно не находит ответа. Все ценности, которые были вроде бы необходимы для Счастья теряют свой смысл перед одним глобальным Вопросом… Что я Изволю?
Насчет личных отношений с САХ, - это вопрос единственный и неоспоримый. Лично я считаю, что это процесс настолько интимный, что об этом не стоит знать никому. В лучшем случае, люди промолчат, другие посмеются, а Святое может быть безвозвратно утеряно, продано и размыто. В этом смысле Любовь не может быть продажна, ведь это самое святое, чем может обладать Человек.
Так как же связано молчание и степень Минервал? Ответ достаточно прост, если упомянуть том, что Минервал является по сути еще не рожденным ребенком, цыплёнком в яйце и не проросшем семенем. И действительно кура в яйце не кудахчет, ребенок в утробе еще не плачет и семя не вырывается на свет раньше положенного времени. И в тоже время с «плодами» происходит жутчайшая трансформация, серьезные глобальные изменения, о причине которых человек до сих пор не имеет конкретного представления и является Тайной такой же, как и Тайна Смерти. (Зарождается Жизнь, и подготовка к Здоровому рождению требует бережного, бдительного отношения, правильного ухода и спокойствия, так чтобы плод пребывал в тишине и гармонии, получая все необходимые для созревания питательные вещества.)
Стоит также упомянуть, что ОТО открытая организация, которая позволяет общаться с окружающим нас миром и социумом, а не монашеский Орден. Поэтому молчание может носить и внутренний характер, помимо молчания о посвятительных тайнах и внутренней деятельности организации. Молчание как сосредоточенности на одном, вопрошающее молчание, которое обязательно получит ответ, если действовать целенаправленно и без вожделения результата.
Касательно самой степени Минервал, которая, по сути, как таковой не является, человек учится Молчанию, дабы уметь хранить более серьезные Тайны и это своего рода некоторый экзамен и проверка для него, потому что этот навык будет необходим ему во время всего пути Великого Делания. Так как плод пребывает во мраке, под покровом Тайны Молчание также является естественным предтече Неизвестности. Он толком еще не может знать куда он идет и что будет дальше, все это находится под покровом Тьмы. Осирис еще пребывает в гробу. Он еще мертв и черен, тишина мрака покрывает тело его в ожидании Воскрешения.
Рекомендуемые Практики можно найти в книгах «Liber E» и «Liber Jugorum»
Список литературы:
1. Телемапедия.
2. Абдалла, М.С. «Молчание как коммуникативный акт».
3. Арутюнова, Н. Д. «Молчание: контексты употребления».
4. Богданов, К. А. «Очерки по антропологии молчания мысли».
5. Л.Н. Луц, В.Н. Женевская «Молчание как лингвокультурологический феномен».
6. Почепцов, Г.Г. «Молчание как знак»
7. Д. Форчун «Мистическая каббала»
8. Каббала Алистера Кроули 777