Путь 14, путь Далет
Майкл ГрирБуква пути: (Врата).
Божественное имя: YHVH TzBAVTH, Тетраграмматон Цебаот.
Астрологическое соответствие: Венера.
Аркан Таро: III («Императрица»).
Эзотерический титул: Дочь Могучих.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Четырнадцатый путь — это Освещающий Разум, а назван он так потому, что он есть то Сияние, кое основало сокрытые и глубинные идеи святости и ступени их приготовления».
Мифологический принцип: Бракосочетание Неба и Земли.
Явления и разновидности опыта: образы природного мира и богатства Природы; образы сексуальности и взаимодействия противоположностей; звездные и зодиакальные символы.
Сущности: Богиня и Бог.
Магический образ: арка изумрудно-зеленого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Далет. На двери, обрамленной этой аркой, изображен III аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: изумрудно-зеленый
— в мире Брия: небесно-голубой
— в мире Йецира: светлый цвет весенней зелени
— в мире Асия: ярко-розовый или светло-вишневый, пронизанный бледно-зеленым.
Три наивысших пути Древа жизни, как и три наивысшие сферы, играют в каббалистической теории и практике особую роль. Это модели взаимоотношений в рамках Горней триады, определяющие самые базовые элементы структуры Древа и задающие шаблон, на котором, в конечном счете, основываются все прочие виды взаимодействий — и между сферами, и между столпами, и между мирами. Пути Алеф и Бет ведут от Кетер к Хокме и Бине соответственно, формируя два полюса, а путь Далет разрешает напряженность между этими двумя полюсами в акте творения. С этой моделью мы уже сталкивались неоднократно.
Первые два пути соприкасаются с Кетер, и этот контакт с абсолютным единством придает им неопределенность, существенно затрудняя толкование их символики. Но идеи и образы, связанные с путем Далет, напротив, могут показаться совершенно прямолинейными. В значительной степени это объясняется привычкой, поскольку тон, который задает путь Далет, эхом разносится по всему Древу, повторяясь снова и снова на более низких уровнях. В частности, характером 14-го пути во многом определяется природа остальных двух горизонтальных путей: и сплав энергий на 19-м пути, и взрывное столкновение Силы и Формы на 27-м отражают, каждый на своем уровне, первозданное единство пути Далет.
Но, в то же время, 14-й путь коренным образом отличается от своих низших подобий, и об этом не следует забывать при изучении его символики. Пути Тет и Пе проходят ниже Бездны и соединяют друг с другом две противоположности, тогда как путь Далет пролегает выше Бездны и соединяет единство с единством. Пути Тет и Пе, в свою очередь, порождают подобия единства на других уровнях: путь Тет формирует единство равновесия в Тиферет, а путь Пе — слияние сил в Йесод. А путь Далет, в отличие от них, порождает не единство, а царство множественности, раскинувшееся ниже Бездны. Многое становится одним, одно — многим; эти две модели отражают друг друга, как в зеркале; но (по крайней мере, ниже Бездны) отражение — это еще не тождество.
В символике 14-го пути идея союза противоположностей проявляется в иной форме: образы творения и воспроизводства соединяются здесь с принципом духовного преображения, так что пути Творения и Искупления сливаются в символическом единстве. Это слияние не только знаменует единство всего сущего выше Бездны, но и заключает в себе важный практический урок.
Буква 14-го пути — Далет, что значит «дверь» или «врата». В простейшем смысле это толкуется как союз противоположностей, поскольку дверь соединяет друг с другом два помещения, разделенные стеной. Но обратите внимание, что для такого соединения необходима разделенность: дверь, стоящая сама по себе в чистом поле, совершенно бесполезна. Таким образом, дверь обозначает и союз, и разделение.
Эта символика вызывает ассоциации с Даат, Вратами Бездны, — и не случайно. В одном из своих значений Даат — это проекция пути Далет, союз Хокмы и Бины, отраженный в Бездне; как проводник творящих сил Даат развивает основную тему 14-го пути — тему творения. Как мы уже знаем, Даат может открываться и закрываться, подобно вратам. Выше Бездны, на том уровне, где максимальным приближением к ясности служит парадокс, врата Далет всегда и открыты, и закрыты одновременно; это слияние и разделение единства в едином акте творения — акте, неотделимом от тех двух сфер, которые связывает между собой 14-й путь.
Эта идея развивается далее в божественном имени и астрологическом соответствии данного пути. Имя «Тетраграмматон Цебаот» и планета Венера связаны с Нецах, седьмой сефирой, — символом объединяющей силы и любви в ее человеческом понимании. На уровне сознания, соответствующем Нецах, любовь воспринимается как отношения между отдельными сущностями, но такой модус восприятия возможен только ниже Бездны. Выше Бездны разделенность и единство неразрывно слиты друг с другом.
В то же время, сила любви, проявленная в Нецах, — это плод развития силы в более широком смысле слова. Располагаясь в основании Столпа Милосердия, Нецах черпает свои свойства от высшей сефиры этого столпа — Хокмы. Две эти сферы — всего лишь различные фазы или различные проявления одной и той же силы, и силу эту тоже можно назвать любовью.
На уровне пути Далет любовь — это активная форма единства, а единство — источник творения, канал, по которому Сила вливается в Форму, чтобы породить проявленный мир. Из этого следует, что для мага-каббалиста любовь и сила неотделимы друг от друга. Как и предыдущие рассуждения о том, что этичные действия служат истинным источником силы, это утверждение может показаться банальностью. Но это не так. Нет силы выше любви; нет защиты прочнее, чем любовь; и это справедливо во всех отношениях, во всех областях подготовки и работы мага — в самом что ни на есть прикладном смысле.
Принять это не так-то просто, и не в последнюю очередь потому, что современный человек склонен смешивать любовь с зависимостью, ревностью, сексуальностью и жаждой обладания. Но нет лучшего наставника, чем голос истинной любви, проникнутой состраданием, пониманием и принятием.
В Таро 14-му пути соответствует аркан III, «Императрица». Когда-то на этой карте изображалась женщина в богатых одеждах и с регалиями императорской власти. Но по мере развития символики на карте стали появляться новые элементы: леса и поля на заднем плане, цветы и колосья вокруг трона. Императрицу нередко стали изображать беременной. А во многих современных колодах образ этого аркана приблизился вплотную к уже известному нам магическому образу Малкут, десятой сефиры.
Согласно одному из толкований Древа Жизни, Кетер — это вселенная в состоянии чистой потенциальности, Малкут — вселенная в состоянии полной проявленности, а все остальные элементы Древа — стадии процесса, ведущего от первого состояния ко второму. И путь Далет играет в этом процессе решающую, самую главную роль, потому что именно он задает модель творения через взаимодействие противоположностей. Поэтому Малкут можно рассматривать как окончательное развитие потенциала 14-го пути — не в меньшей степени, чем потенциала Кетер.
Эзотерический титул этого пути основан на уже знакомой нам символике: «Могучие» здесь — это, как обычно, Хокма и Бина, а их Дочь — это и сам путь Далет, и вся сотворенная с его помощью вселенная. Той же самой символикой определяется и мифологический принцип 14-го пути (Бракосочетание Неба и Земли), и многие явления, с которыми маг сталкивается при его проработке. Союз первозданных противоположностей, порождающий все сущее, здесь, как и везде, облекается в привычные образы человеческой сексуальности и ассоциируется со многими из самых мощных энергий, с которыми мы можем столкнуться в земной жизни.
И, наконец, описание 14-го пути в приложении к «Сефер Йецира» ведет в несколько ином направлении. Здесь центральное место отводится символике духовного и магического развития. Путь Далет именуется «Освещающим Разумом». Символика света, как мы уже видели, играет важнейшую роль в духовных традициях всего мира, потому что некоторые из самых доступных измененных состояний сознания зачастую сопровождаются видением ослепительно сияющего света (и с этим связаны такие термины, как «просветление» и «озарение»). В нескольких эзотерических традициях Запада проводится разделение между различными родами этого внутреннего света. И в данном случае это важно, поскольку слово «Сияние», которым назван здесь 14-й путь, — это перевод еврейского слова «хашмаль», а оно, в свою очередь, составляет корень слова «хашмалим» — наименования ангелов Хесед.
Смысл этого термина проясняется в остальной части описания. Путь Далет, говорится здесь, основал «сокрытые и глубинные идеи святости и ступени их приготовления». Если мы пытаемся выражать идеи в словах, мы тем самым автоматически переносим их в миры ниже Бездны, где формированием понятий занимается сознательное «я», — и роль сефиры Хесед в организации и фиксации этих понятий совершенно очевидна. Однако здесь подразумевается, что между некоторыми идеями, пребывающими на уровне Хесед, и творящими силами 14-го пути существует особая связь.
Эти идеи — «глубинные идеи святости», названные также «сокрытыми». Сокровенность их не имеет ни малейшего отношения к той заботе о безопасности, которой окружают высшие таинства в некоторых традициях западной магии. В данном случае речь идет о тех понятиях, которыми определяется весь магический путь, но которые никто никому не сообщает — просто потому, что выразить их в словах невозможно. Они усваиваются благодаря особому опыту и на определенных ступенях внутренней трансформации, и передать их другому человеку нельзя.
Все это может показаться весьма таинственным и странным, но в действительности аналогии этому нетрудно подыскать в сфере обыденного опыта. Так, например, шестилетний ребенок может запомнить слова какой-нибудь «неприличной» песенки, но истинный смысл этих слов останется ему непонятен. Или другой пример: самые четкие инструкции по замене трансмиссии останутся невнятной тарабарщиной для человека, который ни разу в жизни не заглядывал под капот автомобиля. Но когда ребенок подрастет или когда человек из второго примера заинтересуется автомеханикой по-настоящему, то, что казалось бессмыслицей, обретет для них совершенно ясный смысл. Точно так же обстоит дело и с сокровенными тайнами магического пути.
Разумеется, в различных магических традициях, западных и не только, существуют и тайны другого рода. Отчасти они объясняются суровыми реалиями тех минувших эпох, когда открыто заявить о занятиях магии означало подписать себе смертный приговор; отчасти — пониманием того, насколько мощные внутренние процессы запускает в нас опыт соприкосновения с тайной (о чем пойдет речь в одной из последующих глав); а отчасти — необходимостью защитить некоторые сильнодействующие средства и методы от неосторожного или неэтичного использования.
Многие из этих, с позволения сказать, внешних тайн магического пути за последние несколько столетий были обнародованы в печати, и теперь с сокровенными учениями древности можно ознакомиться за умеренную плату в любом магазине оккультной литературы. Но ко внутренним, глубинным тайнам магии это не относится. Зато их может усвоить каждый, кто приложит достаточно усилий, терпения и готовности выдержать тяжкое бремя самопознания; и это, по-своему, тоже весьма умеренная плата за те великие сокровища, которые обретаются с постижением этих тайн.
Перевод © Анна Блейз, 2013