Божественные имена
«Высокоученые еврейские каббалисты получили десять главных и самых священных имен Бога, представляющих определенные божественные силы; посредством десяти чисел (именуемых “сефирот”), кои служат орудиями образам Прообраза, имена сии влияют на весь тварный мир (в определенном порядке), начиная от наивысших творений и от самого Господа, ибо, во-первых, они оказывают прямое воздействие на девять чинов ангелов и блаженных дух, а через них — на небесные сферы, планеты и людей; и так через упомянутые сефирот все сущее получает свои силы и достоинства»[1].
Как явствует из этой цитаты, божественные имена в каббале — это наиважнейшие проявления высшей творящей субстанции. Божественные имена, выражающие логос энергии каждой сефиры, следует использовать во всякой работе с сефирот. Сосредоточенно вибрируя божественное имя, вы автоматически настраиваетесь на нужный поток энергии.
Божественные имена используют как в устной, так и в письменной форме. При вибрировании они становятся основой для концентрации духовной энергии, необходимой для заклинания духов, врачевания, вознесения молитвы, достижения практических результатов в физическом мире, внутреннего преображения и так далее. В письменном виде они могут служить основой для магических кругов, амулетов и талисманов. По традиции, божественные имена занимают важнейшее место во всех каббалистических практиках, связанных с созиданием любого рода.
Вибрируя или записывая божественное имя, всегда следует визуализировать его в цвете, соответствующем данной сефире. В каббалистических текстах встречаются два термина, связанных с божественными именами и их применением: хакика («высекание») и хацива («вытесывание», или «вырубание»).
Сефира |
Божественное имя |
Запись еврейскими буквами |
Латинская транскрипция |
Значение |
Кетер |
Эхейе |
Алеф Хе Йод Хе |
AHIH |
Я есмь |
Хокма |
Ях |
Йод Хе |
IH |
Бог |
Бина |
Яхве |
Йод Хе Вау Хе |
IHVH |
Господь |
Даат |
Руах-ха-Кадош |
Реш Вау Хет Хе Коф Далет Шин |
RVACh HQDSh |
Дух святости |
Хесед |
Эль |
Алеф Ламед |
AL |
Бог |
Гебура |
Элохим Гибор |
Алеф Ламед Хе Йод Мем Гимел Бет Вав Реш |
ALHIM GIBVR |
Сильные боги |
Тиферет |
Элоа |
Алеф Ламед Вау Хе |
ALVH |
Бог |
Нецах |
Яхве Цебаот |
Йод Хе Вау Хе Цадди Бет Алеф Вау Тау |
IHVH TzBAVTh |
Господь воинств |
Ход |
Элохим Цебаот |
Алеф Ламед Хе Йод Мем Цадди Бет Алеф Вау Тау |
ALHIM TzBAVTh |
Боги воинств |
Йесод |
Шаддаи |
Шин Далет Йод |
ShDI |
Всемогущий |
Малкут |
Адонаи Мелек |
Алеф Далет Нун Йод Мем Ламед Каф |
ADNI MLK |
Господь-Царь |
Под «высеканием» понимается процесс фиксации образа перед мысленным взором: в результате образ должен закрепиться и стать неизменным по форме и цвету. «Высекая» образ, вы, по существу, запечатлеваете его в своей душе, и когда это происходит, созерцание образа превращается из простой визуализации в нечто большее.
Под «вытесыванием», или «вырубанием», подразумевается отсечение всех нежелательных компонентов образа, который вы созерцаете. Так, например, визуализируя буквы, вы постепенно убираете из мысленной картины все посторонние образы и оставляете лишь гладкий цветной фон для этих букв. Этот метод назван по аналогии с вырубанием драгоценного камня из окружающей породы.
Следует иметь в виду, что в таблице приведены старые божественные имена Тиферет и Йесод — «Элоа» и «Шаддаи» соответственно. В современных книгах по каббале для двух этих сефирот часто указываются божественные имена «Яхве Элоа ве-Даат» и «Шаддаи Эль Хаи».
Объединение божественных имен
Замечательная техника медитации, при помощи которой можно добиться многих откровений и глубоких медитативных переживаний, называется йихудим («объединение»). Каббалисты практиковали объединение на протяжении многих веков, и этот метод действительно очень полезен для возведения сознания в божественные сферы. Поэтому объединением нередко предваряют молитву, чтобы направить ее вверх по Древу Жизни — до самой вершины.
Как и большинство самых эффективных магических методов, эта практика достаточно проста. Она состоит из объединения и произнесения божественных имен с последующей медитацией на эти объединенные имена. Выполнять ее можно когда угодно и где угодно, хотя самые лучшие результаты она дает при работе в сферах сефирот (например, в сефиротическом храме). Кроме того, можно использовать йихудим, когда вы хотите объединить энергии двух сефирот, связанных одним из путей Древа.
Чтобы овладеть техникой объединения, сперва нужно научиться визуализировать сложные образы, а именно — последовательности еврейских букв, и удерживать эти образы перед мысленным взором достаточно долго. Скорее всего, вам придется некоторое время поупражняться, чтобы освоить этот навык.
Существует два легких способа объединения, не требующих сколько-нибудь глубокого знания иврита. Первый из них заключается в побуквенном объединении двух божественных имен: буквы первого имени чередуются с буквами второго. Второй способ, чуть более сложный, состоит из двух этапов: вначале вы записываете полное название каждой буквы каждого имени, а затем уже объединяете имена путем чередования букв.
Разумеется, этот метод работает только при условии, что божественные имена двух сефирот, которые вы хотите объединить, состоят из одинакового количества букв или же имя более высокой сефиры длиннее второго имени на одну букву. Поэтому для практики объединения божественные имена некоторых сефирот используются в других вариантах.
Иногда йихудим практикуют в сферах сефирот, но следует иметь в виду, что в Даат такая работа не проводится: у Даат нет сефиротического храма, и ее энергии отличаются по характеру от энергий классических десяти сефирот.
Простое объединение
Рассмотрим метод простого объединения на примере божественных имен Тиферет и Йесод.
Если вы хотите работать с объединенными энергиями Тиферет и Йесод (Солнца и Луны), объедините букв их божественных имен, а затем провибрируйте и визуализируйте объединенное имя. Самое трудное здесь — это сформировать перед мысленным взором образы еврейских букв, потому что буквы каждого имени должны быть окрашены в цвета своей сефиры.
Божественные имена Тиферет и Йесод, которые используются для объединения, — «Элоа» (ALVH) и «Эль Хаи» (ALChI).
В процессе объединения буквы этих имен чередуются: вначале берется первая буква имени «Элоа», затем — первая буква имени «Эль Хаи», затем — вторая буква имени «Элоа», вторая буква имени «Эль Хаи» и так далее, до конца.
Объединенное имя выстраивается постепенно, по мере визуализации каждой очередной буквы.
В итоге получается объединенное имя AALLVChHI.
Затем следует провибрировать все его буквы по очереди.
Затем — визуализировать это имя, записанное еврейскими буквами (разумеется, справа налево). При этом буквы, взятые из имени «Элоа», следует визуализировать в золотом цвете, а из имени «Эль Хаи» — в серебряном.
Объединенное имя будет выглядеть так: Алеф (золотая буква), Алеф (серебряная), Ламед (золотая), Ламед (серебряная), Вав (золотая), Хет (серебряная), Хе (золотая), Йод (серебряная).
Сложное объединение
Сложное объединение проводится таким же образом, как и простое, с той лишь разницей, что вначале следует полностью провибрировать каждое из двух божественных имен по отдельности, полностью (побуквенно) произнося названия букв, из которых состоит имя. Например, для божественных имен, соответствующих Тиферет и Йесод, это будет выглядеть следующим образом
Алеф Ламед Пе (А), Ламед Мем Далет (L), Вав Вав (V), Хе Хе (H) — имя «Элоа» (ALVH)по буквам в полной записи.
Алеф Ламед Пе (А), Ламед Мем Далет (L), Хет Йод Тав (Ch), Йод Вав Далет (I) — имя «Эль Хаи».
Затем формируется объединенное имя — таким же способом, как и при простом объединении: следует визуализировать буквы двух имен по очереди, а затем провибрировать получившуюся последовательность букв.
В нашем примере получается объединенное имя AALLVChHI.
Визуализируйте это имя, записанное еврейскими буквами (справа налево). При этом буквы, взятые из имени «Элоа», следует визуализировать в золотом цвете, а из имени «Эль Хаи» — в серебряном.
Объединенное имя будет выглядеть так: Алеф (золотая буква), Алеф (серебряная), Ламед (золотая), Ламед (серебряная), Вав (золотая), Хет (серебряная), Хе (золотая), Йод (серебряная).
Божественные имена для практики объединения
Сефира |
Божественное имя |
Латинская транскрипция |
Цвет |
Примечания |
Кетер |
Эхейе |
AHIH |
Белый |
|
Хокма |
Ях Аб |
IH AB |
Серый |
«Аб» означает «отец»; это один из титулов Хокмы |
Бина |
Яхве |
IHVH |
Черный |
|
Хесед |
Элон |
ALVN |
Синий |
«Элон» — это форма имени «Элион», означающего «Бог всевышний» |
Гебура |
Агла |
AGLA |
Красный |
|
Тиферет |
Элоа |
ALVH |
Золотой |
|
Нецах |
Олам |
OVLM |
Зеленый |
«Олам» означает «вечность»; это один из титулов Нецах |
Ход |
Элоим |
ALIM |
Оранжевый |
Это сокращенная форма имени «Элохим», означающего «боги» и входящего в состав классического божественного имени Ход и всех сефирот Левого столпа |
Йесод |
Эль Хаи |
El Chi |
Серебряный |
«Эль Хаи» означает «Бог вечно живой» |
Малкут |
Адонаи |
ADNI |
Коричневый |
Имя «Адонаи» входит в состав обоих божественных имен Малкут: Адонаи Мелек и Адонаи ха-Эрец |
Объединение имен на Древе снизу вверх
В молитвенной практике и в целях развития Руах ха-Кадош можно систематически продвигаться по Древу снизу вверх, от сефиры к сефире, как это описывали великие каббалисты прошлого. По существу, это не что иное, как восхождение Путем Молнии.
Сефирот прорабатываются пара за парой, в последовательности снизу вверх. Для начала вы должны объединить божественные имена Малкут и Йесод; добившись удовлетворительного результата, переходите к божественным именам Йесод и Ход, и так далее. В заключение объедините божественные имена Хокмы и Кетер.
Объединенные божественные имена для этой практики приведены далее в таблице:
Пара сефирот |
Объединенное имя |
Цвета букв (чередующиеся) |
Малкут-Йесод |
AALDChNII |
Серебряный и коричневый |
Йесод-Ход |
AALLIChMI |
Оранжевый и серебряный |
Ход-Нецах |
OAVLLIMM |
Зеленый и оранжевый |
Нецах-Тиферет |
AOLVVLHM |
Золотой и зеленый |
Тиферет-Гебура |
AAGLLVAH |
Красный и золотой |
Гебура-Хесед |
AALGVLNA |
Синий и красный |
Хесед-Бина |
IAHLVVHN |
Черный и синий |
Бина-Хокма |
IIHHAVBN |
Серый и черный |
Хокма-Кетер |
AIHHIAHB |
Белый и серый |
Перевод Анны Блейз