Путь 17, путь Зайин
Майкл ГрирБуква пути: (Меч).
Божественное имя: YHVH, Тетраграмматон.
Астрологическое соответствие: Близнецы.
Аркан Таро: VI («Влюбленные»).
Эзотерический титул: Дети Божественного Гласа, Оракулы Могучих Богов.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Семнадцатый путь именуется Распределяющим Разумом. Он наделяет верой праведных и облекает их духом святым; и называется он основанием красоты в чине высших сущностей».
Мифологический принцип: любовь между божеством и человеком.
Явления и разновидности опыта: символы двойственности и единства; образы, связанные с сексуальной любовью; общение с духами; интуитивные прозрения и пророчества; образы Бездны.
Сущности: андрогины и прочие двойственные сущности.
Магический образ: арка ярко-оранжевого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Зайин. На двери, обрамленной этой аркой, изображен VI аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: оранжевый
— в мире Брия: бледно-лиловый
— в мире Йецира: цвет свежевыделанной желтой кожи
— в мире Асия: красновато-серый, подцвеченный лиловым.
В работе по пересечению Бездны четверо путей, ведущих к горним сферам, но не проходящих через Даат, играют вспомогательную, но, тем не менее, очень важную роль. В отличие от пути Гимел, они не участвуют в раскрытии центра Даат и почти не имеют отношения к тем процессам, за который отвечают эти Врата Бездны; иными словами, они не связаны напрямую ни с низведением влияний высших сфер, ни с процессом преображения и перерождения адепта. Но они обеспечивают контакты между Руахом и Нешамой, а контакты такого рода ценны сами по себе. Каждый из этих четырех путей открывает свой особый способ соприкосновения с Высшим Гением, и каждый из них связан с определенными практическими навыками, занимающими важное место в рабочем арсенале мага-каббалиста.
Первым из этой четверки путей мы исследуем путь Зайин. Напомним, что порядок нумерации путей этом уровне Древа не соответствует последовательности восхождения: переход через Бездну мы начали с 13-го пути, а продолжим — по 17-му. 17-й путь ведет от Тиферет к Бине, низшей из сефирот горней триады. Иначе говоря, он соединяет центральную сефиру самосознающего «я» с первой сефирой формы. Раскрывая для себя этот путь, мы приводим свое воображение в гармонию с теми первозданными формами, по «шаблонам» которых сотворен весь проявленный мир, доступный нашему восприятию. Поэтому с практической точки зрения путь Зайин теснейшим образом связан с интуицией.
Однако следует помнить, что путь этот проходит выше Завесы, а, значит, связанные с ним явления не проявляются в мире обыденного опыта в сколько-нибудь чистой или непосредственной форме. Те «интуитивные прозрения», которые посещают нас до раскрытия Завесы, обычно представляют собой отражения высших прозрений в сферах Йесод или Нецах. Это всего лишь смутные образы или ощущения, которые далеко не всегда имеют под собой какую-то реальную основу. По-настоящему ясные и отчетливые интуитивные прозрения начинают открываться лишь после того, как мы достигнем Тиферет, — о чем и свидетельствует местоположение пути Зайин.
Но, тем не менее, развитие интуиции, пусть даже в низших ее проявлениях, остается важной частью магической подготовки. Во многих современных эзотерических системах (например, в ордене Золотой Зари) этой цели служит освоение различных мантических методов, известных в западной традиции. Поэтому 17-й путь связан, среди прочего, с работой прорицателя, а в системе Золотой Зари — с такими мантическими методиками, как геомантия, Таро и хорарная астрология. Однако следует понимать, что все технические методы прорицания полезны лишь как опора для интуиции; после того, как перед магом раскроется Завеса, интуиция его прояснится и необходимость в подобных подпорках отпадет.
Бина — мать Формы; Тиферет — источник индивидуального существования. Поэтому на соединяющем их пути важную роль играют вопросы индивидуального и всеобщего, и многие его символы связаны с этими вопросами напрямую.
Один из примеров тому — буква 17-го пути, Зайин. На древнееврейском языке слово «зайин» означает «меч». В наши дни, когда появилось другое, гораздо более мощное оружие, образ меча приобрел ностальгическую окраску и ассоциации с «золотой стариной», но в древнем мире и в Средние века это было главное орудие воинов, предназначенное для нападения и убийства. Поэтому меч может символизировать разделение единого в самом радикальном смысле этих слов: рассечение человеческого тела на части. По форме он подобен отрезку прямой, а в геометрии отрезок определяется двумя отдельными точками, прямая же разделяет плоскость на две равные половины.
Как символ разделения единого меч обозначает наиболее разрушительные стороны того процесса, который протекает на 17-м пути. Он соотносится с гностическими и окологностическими верованиями, согласно которым нисхождение от единства к индивидуальности — грехопадение или ошибка (в крайних своих формах эта теория связана с Сатариэль — негативной силой Бины).
Но, кроме того, меч олицетворяет стихию Воздуха, и эта стихия играет в символике 17-го пути важнейшую роль. От нее происходят и божественное имя пути Зайин, и его астрологическое соответствие. Божественное имя этого пути — Тетраграмматон, имя стихии Воздуха, а астрологический символ — знак Близнецов, воздушный знак, которым управляет планета Меркурий.
Со знаком Близнецов связана еще одна сторона символики Зайин. Традиционный символ этого знака — два близнеца, Кастор и Поллукс, сыновья бога Зевса и смертной женщины. Один из этих близнецов был смертным, другой — бессмертным. Этот образ символизирует, среди прочего, взаимоотношения между смертной и бессмертной частями человеческой души, и путь Зайин связан с этой темой самым непосредственным образом. Центр Руаха — Тиферет, а Нешама соответствует Бине. Путь, соединяющий две эти сферы, указывает на то, что важнейший канал связи между Руахом и Нешамой — интуиция. На высших уровнях магической практики эта идея приобретает прикладное значение.
В следующем символе значение 17-го пути разрабатывается в другом направлении. В системе Таро пути Зайин соответствует аркан VI, «Влюбленные». Образность этой карты существенно видоизменилась в ходе столетий. В самой ранней версии карта Влюбленных изображала юношу и девушку, держащихся за руки. В более поздних вариантах на этой карте иногда предстает юноша, делающий выбор между двумя женщинами (в одних колодах — между невестой и матерью, в других — между порядочной девушкой и блудницей), а иногда — образы, восходящие к легенде об Эдемском саде или к еще более таинственным источникам. В ордене Золотой Зари символика этой карты была полностью переработана на основе греческого мифа о Персее, спасшем Андромеду от морского змея. Эти символы были истолкованы в контексте взаимоотношений между различными частями души, что вполне уместно в связи с 17-м путем. И, наконец, в большинстве современных колод на эту карту вновь вернулся первоначальный образ: юноша и девушка, держащиеся за руки.
Эта простейшая форма VI аркана точнее всего выражает одну из идей, представленных символом меча. Какой-то циник однажды заметил: если все сущее едино, то всякий секс — мастурбация. Несмотря на цинизм, в этой шутке есть доля правды: акт любви приобретает в наших глазах особое качество лишь постольку, поскольку в нем участвуют два отдельных индивидуума. В более широком (и метафорическом) смысле то же самое можно сказать и любых взаимодействиях между отдельными сущностями. Если меч символизирует разделение единого в негативном смысле, то «Влюбленные» олицетворяют позитивную сторону этого же разделения. Разделение предстает не как отпадение от совершенства, а как возможность для взаимодействия и установления связей. Эта теория связана с убеждениями, когда-то популярными среди романтиков, а в наши дни распространившимися среди последователей различных течений «нью-эйдж». Разделение единого трактуется как освобождение от единообразия (и в крайних своих формах эти представления родственны Огиэль — негативной силе Хокмы).
Эзотерический титул 17-го пути возвращает нас к темам, уже затронутым выше, но, вдобавок, позволяет провести полезное сопоставление. Это единственный из путей, титул которого основан на множественном числе (и тем самым еще раз подчеркивается его связь с вопросами единства и разделения); а выражение «Оракулы Могучих Богов» снова указывает на связь этого пути с силами интуиции.
Однако форма этого титула вызывает в памяти эзотерический титул 20-го пути — «Маг Голоса Света, Пророк Богов». Это одновременно и параллель, и контраст; последний отчасти связан с контрастом между столпами Силы и Формы, к которым ведут эти два пути, а отчасти с тем, что 20-й путь лежит ниже Бездны, а 17-й ее пересекает. И «маг», и «пророк» — активные титулы, тогда как «дети» и «оракул» подразумевают восприимчивость. Эти два пути олицетворяют два различных типа отношений между «я» и вселенной. Принимая активную роль, маг взаимодействует с деятельными энергиями макрокосма в Хесед; принимая роль восприимчивую, он вступает в контакт с первозданными формами Бины, лежащими в основе макрокосма.
Те же самые идеи, хотя и с другой точки зрения, развиваются в описании из приложения к «Сефер Йецира». Смысл этого описания кажется туманным лишь по причине терминологии, заимствованной из богословских источников. Такие слова, как «вера», «праведные» и «дух святой», затерлись от частого употребления и обросли ненужными ассоциациями, пробиться сквозь которые к их изначальному смыслу нелегко.
Для начала, вера — это вовсе не слепое и наивное послушание. Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, вера — это, по сути своей, базовая установка на доверие к миру. И, как мы вскоре увидим, корни этого доверия таятся в Бине, на уровне осознания протоформ, лежащих в основе мироздания. По большому счету, мы доверяем тому, что понимаем, а Бина — источник понимания. Далее, праведность не имеет ничего общего с морализаторством: быть праведным — значит, поддерживать правильные отношения с миром. И, наконец, термин «дух святой» (в более точном переводе с иврита — «дух святости») означает здесь не третью ипостась христианской Троицы, а влияние горних сефирот на сознание-Руах.
Итак, путь Зайин именуется Распределяющим Разумом потому, что через него Бина ниспосылает свои дары самосознающему «я», как только это последнее обретает гармонию и равновесие. В числе этих даров — и то базовое доверие к миру, которое проистекает из понимания скрытой сути вселенной, и множество различных тонких эффектов, проявляющихся на различных уровнях ауры, как намекает на то выражение «облекает их духом святым». Эти дары, в свою очередь, становятся «основанием красоты в чине высших сущностей», то есть основой, взойдя на которую, маг сможет достичь еще более высоких сфер.
Опыт, на который указывает это описание и который тесно связан с принципом восприимчивости, отраженным в эзотерическом титуле данного пути, можно выразить и в других словах. Как уже упоминалось в главе 4, глубокая «инаковость» той части «я», которая располагается над Бездной, побудила некоторых каббалистов символически представлять ее в образе отдельной сущности — Священного Ангела-Хранителя или Адонаи. Эта символика встречается также в различных мифологических контекстах, принимая, как правило, форму мифов о любви между людьми и богами или богинями. В этом заключается мифологический принцип 17-го пути, и изучение подобных легенд помогает лучше понять его смысл и динамику.
Перевод © Анна Блейз, 2013