Магия без слез. Письмо №20: Талисманы, Ламен, Пантакль
Алистер КроулиCara Soror,
Твори свою волю: таков да будет весь Закон.
На самом деле весьма отрадно, что вы перешли от всех этих заумных и высокопарных предметов, которыми донимали меня в последнее время так часто, к милым и уютным вопросикам, наподобие того, который я получил сегодня утром в вашем письме: «Милый Учитель, пожалуйста, прошу вас, скажите несколько слов о том, как делать талисманы (это ведь то же самое, что и телесмы, да? — Да, 666) и Пантакль. Конечно, официальные наставления[1] совершенно ясны; но почему-то они меня немного пугают».
Ну что ж… Думаю, я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду. Попытаюсь ответить в стиле тетушки Табиты из «Флапперши у камина».
Во-первых, вы забыли упомянуть Ламен. Но что же такое все эти вещи, спросите вы? Все просто.
Ламен — это своего рода герб. Он выражает характер и способности своего владельца.
Талисман — это хранилище энергии определенного рода: того самого рода, что требуется для выполнения задачи, ради которой вы его создали.
Пантакль нередко путают и с тем, и с другим, но в действительности это такой Minutum Mundum, «Малый мир». Это карта всего сущего, организованная в соответствии с Природным Порядком. В части II «Книги Четыре» Пантаклю посвящена отдельная глава, но я не могу понять, нравится она мне или нет. Так или иначе, она страшно далека от практической инструкции (а глава о Ламене — еще хуже).
Вот аналогия, и не самая дурацкая, для трех этих предметов: шахматист, дебют и сама игра.
«Но, — возразите вы, — зачем вообще морочиться с какими-то аналогиями? Почему бы не сказать просто, что Ламен (выразитель Характера и Способностей своего владельца) — это динамический портрет личности, а Пантакль (Вселенная своего владельца) — его портрет в статике? Вот именно поэтому, — тут вы добавите толику лести, — вы и предпочли назвать Орудие Земли (в Таро) Диском, поставив акцент на его непрерывном вращательном движении, а не Пантаклем или Монетой, как его обычно называют». И снова, о изысканное дитя Отца нашего, Лучника Света, и пеннорожденной Афродиты, ваша прославленная смекалка выбила «девяносто и девять очков и одно сверх того», как говорит Браунинг, намекая на Таро (да, он тоже!).
Как вы уже, должно быть, догадались и сами, талисман — понятие куда более узкое. Это всего лишь один из множества предметов в составе Пантакле, одна из множества стрел в колчане Ламена. Поэтому, как вы вправе предположить, составить его очень просто. Все, что вам нужно, — это принять во внимание особенности предстоящей операции и решить, какая планета, какой знак, стихия, подстихия и так далее понадобятся для того, чтобы совершить ваше чудо
Как вам известно, многих и многих желанных целей можно достичь при помощи талисманов, описанных в Большом и Малом Ключах царя Соломона, а также у Пьетро д’Абано и в сомнительной Четвертой книге Корнелия Агриппы.
Ни в коем случае даже не пытайтесь использовать квадраты, которые приводятся в «Книге священной магии Абрамелина-мага», пока не добьетесь успеха в описанной там же Операции. Более того, даже просто держать эту книгу в доме — большая глупость, если у вас нет намерения проводить упомянутую Операцию и готовности пойти ради нее на все. Эти квадраты живут своей жизнью, и если они распояшутся и начнут вытворять всякие вещи по собственному произволу, вам это не понравится.
Покойный Филип Хейзелтайн, талантливый молодой композитор, воспользовался одним из этих квадратов, чтобы вернуть жену, которая его бросила. Он вырезал квадрат у себя на руке, очень аккуратно. Не знаю, как он обставил саму операцию, но жена к нему действительно вернулась — а вскоре после того он покончил с собой.
Далее, есть Скрижали Стихий — наследие сэра Эдварда Келли и доктора Джона Ди. Из них можно извлекать квадраты, пригодные почти для всех операций, какие только можно себе представить, — при условии, что вы понимаете смысл разнообразных символов, которые за ними стоят. В сущности, это расширенная версия Таро. (Разумеется, само Таро в целом — это, прошу прощения за плеоназм, универсальный Пантакль. Каждая карта, в особенности из числа Старших арканов, — талисман; а в совокупности их можно также рассматривать как Ламен Меркурия. Очевидно, что идея, стоящая за Таро, слишком огромна, чтобы человеческий разум сумел постичь ее во всей полноте. Ибо это — та «Премудрость, коей Он сотворил миры».)
Но решающее достоинство этой системы — не в разнообразии, благодаря которому ее можно приспособить к любым нашим нуждам, а в том, что мы располагаем всеми инвокациями, необходимыми для призывания соответствующих энергий. И (что, пожалуй, еще важнее) они работают сами по себе: магу не приходится трудиться в поте лица, сочиняя призывания самостоятельно. Да, тут мое слабое место. Но экое безобразие — подбивать вас уклониться от самого трудного пути!
Фон для своих талисманов я нередко делал в виде четырех концентрических окружностей, окрашивая первый (внутренний) круг в цвет по шкале Короля (или Рыцаря), второе кольцо — в цвет по шкале Королевы, третье — по шкале Принца, а внешнее — по шкале Принцессы, выбирая цвета для того зодиакального знака, планеты или стихии, которой был посвящен талисман. На этом фоне я затем писал необходимые имена и рисовал фигуры, по возможности «сверкающими» цветами[2].
И, наконец, талисман можно окружить еще одним кольцом, вписав в него подходящий «стих» из какой-нибудь Святой книги или сочиненный самим магом в соответствии с задачей.
В Британском музее (и, полагаю, еще много где) можно увидеть медаль, выпущенную в память победы над Армадой. Это копия (возможно, несколько видоизмененная) того талисмана, при помощи которого Ди вызвал бурю, рассеявшую вражеский флот.
Уделите самое пристальное внимание учению о Магической Связи (см. «Магию [в теории и на практике]») и тщательно его соблюдайте. В противном случае талисман хуже, чем бесполезен, — он опасен, поскольку вся эта энергия, заключенная в нем, так или иначе должна израсходоваться. Следовательно, она начинает формировать связи самостоятельно — какие ей заблагорассудится и со всем, что подвернется, — и из-за этого можно угодить в серьезную беду.
В «Магии [в теории и на практике]» вы найдете очень много полезного. Вообще, я мог бы весь вечер просто сидеть и перечислять источники информации.
Далее возникает вопрос, как «зарядить» талисман, как вызвать или призвать Сущности, необходимые для операции, и… ох! вопросов возникает столько, что на одно только освоение теории может уйти целая жизнь.
Еще не забывайте, пожалуйста, что многие величайшие Мастера (как я уже отмечал в другом месте) вообще не были Магами в формальном смысле слова: они использовали такие средства, как Тайные Общества, Лозунги и Книги. Если вам хватит легкомыслия заявить, что они к нашей теме не относятся, вы лишь покажете, что не поняли ни слова из того, о чем я толкую вам последние пару сотен лет!
В заключение, если вы не против, приведу навскидку пару примеров. В 1-м номере III тома «Эквинокса» опубликован Пантакль Неофита Брата O.I.V.V.I.O.[3]. А на фронтисписе первого (четырехтомного) издания «Магии» изображен, хотя и в скверной цветопередаче, Ламен моей личной Магии — или Пантакль Науки, затрудняюсь сказать, которое из двух определений точнее!
Но большинство моих Талисманов, как и большинство моих Инвокаций, имели форму стихотворений. Хорошее письмо должно быть как «Илиада» — по крайней мере, в одном отношении: оно не заканчивается; оно просто прекращается.
Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.
Братски,
ваш 666
[1] Официальные наставления по изготовлению Пантакля содержатся в «Liber A vel Armorum (Liber 412)»; дополнительные пояснения даются также в части II «Книги Четыре». Официальных наставлений по изготовлению талисманов Кроули не оставил.
[2] Т.е. цветами, дополнительными к цвету фона.
[3] Чарльза Стенсфилда Джонса (Брата Ахада).