Письмо 27. Строение психики основано на строении тела (Геккель и Бертран Рассел)

Алистер Кроули

Cara Soror,
Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

Этот внезапный шквал, налетевший под конец моего последнего письма, — признайтесь, он ведь изрядно удивил вас и еще больше потряс? Держитесь! Худшее еще впереди.

Мы вступаем в область, где Золотая Медаль Королевского Человеческого Общества достается ясному мышлению — предмету, которого я уже, по-моему, касался, но только вскользь.

Принимать факты как они есть — несомненно, самый мудрый подход. Любые попытки дать им какое-то рациональное объяснение или оправдание неизбежно затянут нас в водоворот софистики, а когда — вопреки всем нашим достохвальным усилиям — упомянутые факты вскочат на ноги и отвесят нам прямой в челюсть, станет еще хуже, чем было.

Все это я говорю потому, что саммасати — определенно одно из самых полезных, самых надежных и удобных орудий в арсенале соискателя.

«Погодите! — скажете вы и потребуете объясниться. — Как это возможно? Вы с таким неумолимым презрением отвергаете сами основания буддизма — и при этом так вдохновенно рекомендуете ученикам методику одного из самых возвышенных и утонченных его направлений?»

А-ха-ха-ха-ха!

Это очень, очень давняя история. Будда шел верным путем — но лишь до тех пор, пока ставил эксперименты и записывал результаты. Но если он начинал теоретизировать, совершая при этом (разумеется, непреднамеренно!) бесчисленные преступления против логики, то становился ничем не лучше первого попавшегося архата (или, если угодно, архатовой экономки).

Итак, если возражений больше нет, давайте присмотримся к саммасати повнимательнее. Каковы его повадки в естественной среде обитания?

Может, это всего лишь моя личная прихоть, но мне кажется, что самый точный из всех возможных переводов этого термина на английский предложил Алан Беннет: recollection1. В своем расширенном значении это слово намекает, что мы сортируем имеющиеся у нас факты и встраиваем их в некую упорядоченную структуру. Термин «сати» подразумевает отождествление Бытия со Знанием (см. «Солдат и горбун: ! и ?» в журнале «Эквинокс», I.1). Этот прием особенно важен для работы с Магической Памятью, как объясняется в «Liber Thisarb» («Магия в теории и на практике»).

Но не странно ли, что мы, так сказать, «поставляем мерзость запустения на крыле святилища»2? Отчего так выходит, что мы, стремясь всем сердцем к Истине и Красоте, вынуждены полагаться на столь отвратительные и неприятные средства и находим, что без них Абсолютного Совершенства достичь невозможно?

Пока что неважно, почему; давайте для начала удостоверимся, что это именно так. Есть ли у нас основания предполагать подобное?

Безусловно, есть.

И это тот самый случай, когда без «ясного мышления» попросту не обойтись. Истина — тонкая материя; она начертана на гербе Единства Природы столь изысканными и в то же время столь яркими красками, что при виде ее Соискатель впадет в подлинный Транс Изумления; но религиозные теории и личный снобизм воздвигли против нее крепчайший частокол предрассудков, одолеть который будет нелегко.

Кто может нам в этом помочь? Не помогут ни громозвучные Веды, ни упанишады, ни Аполлоний, ни Плотин, ни Рёйсбрук, ни Молинос, и никто из тех, кто подбирает колоски за жнецами априорных заявлений. Но поможет простой слуга естественной истории и биологии — Эрнст Геккель.

Труд его — гигантский, слоноподобный, почти невероятный; для нас, однако, важно лишь одно его революционное открытие, связанной с предметом саммасати и с откровениями о тонком внутреннем строении нашей психики.

Геккель открыл и доказал, что в этапах развития индивида повторяется эволюционная история вида, к которому тот относится. Грубо говоря, развитие ребенка от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого человека воспроизводит приключения всего человеческого рода в ходе его истории.

Эта теория невероятно важна: я просто не нахожу слов, чтобы в достаточной степени подчеркнуть ее значимость. Я хочу не погрешить против точности ни на йоту; но если я стану использовать тщательно подобранные научные термины и бомбардировать вас цитатами, вы почти наверняка упустите из виду самую суть: «за деревьями не будет видно леса».

Давайте скажем так: тело формируется последовательно, слой за слоем, и каждый очередной слой соответствует одному из этапов эволюции вида. Плод в утробе матери последовательно демонстрирует основные свойства насекомого, пресмыкающегося, млекопитающего (или того класса, к которому принадлежит данное животное) — в том порядке, в котором эти классы живых существ появлялись в ходе мировой истории.

А теперь я выдвину тезис — насколько я могу судить, самостоятельный, основанный на исследованиях, которые я вел в Чефалу, — а именно: точно таким же образом формируется и психика.

Из моих рассуждений об «отвлечениях» в медитации вы, верно, припомните, как с постепенным совершенствованием навыка практикующий исключает из мыслей определенные классы идей — сразу целыми группами. Первыми приходят мимолетные, случайные мысли о насущном— они же и уходят первыми. Затем мы избавляемся от мыслей о событиях предыдущего дня или нескольких дней и обо всем, чем был занят наш ум в этот период. Затем наступает черед мечтаний и прочих фантазий, порожденных желаниями; затем — ложных воспоминаний о происшествия нашего детства и тому подобном; и, наконец, дело доходит до класса «атмосферических» помех, проследить источники которых уже невозможно.

Однако все это относится к содержимому самосознающего рационального ума, и в первые месяцы серьезных занятий йогой, когда я исследовал и классифицировал эти факты, мне и в голову не приходило, что это лишь пена на бокале шампанского… или, скорее,

…тех черных вин в сосудах из нефрита,
На столько лун снегами заметенных;
Сияет звездный пурпур в темном лоне
Того густого, сладкого вина:
Так алыми цветами перевито
Чело туземки, что привезена
С полдневных островов, — и тем же алым,
Хлеща рекою, вражья кровь сияла,
Когда впервые мы в чужом краю
С ордою черной встретились в бою3.

До чего уместны эти стихи! Как близки вино и снег к похоти и смертоубийству!

Но я отвлекся; вернемся к нашим баранам!

Строение психики раскрывает свою историю так же, как и строение тела.

(Считайте, что это написано большими буквами, или что на этом месте раздался громкий стук: то, что я сказал, необходимо усвоить как следует.)

Ваше тело на каком-то этапе было телом обезьяны, рыбы, лягушки (и так далее), и на каждой из этих стадий оно обладало психикой соответствующего животного.

Итак! В ходе того своеобразного посвящения, которое дарует нам саммасати, слои психики снимаются один за другим — во многом так же, как это происходит со слоями самосознающего разума в ходе элементарной медитации (дхараны).

(Узнать немало странного и неожиданного об этих материях можно с помощью сернистого эфира, (C2H5)2O, применяемого по особому методу. Когда-то я написал об этом статью на 16 страниц, а потом, испугавшись, что она потеряется, заказал и распространил множество копий. Где же она теперь? Надо будет как-нибудь написать вам об этом.)

Соответственно, у человека возникают мысли, чувства и желания гориллы, крокодила, крысы, морского дьявола и так далее, и тому подобное. Мыслить как человек в обычном понимании этого слова становится невозможно: человеческие мысли в таком состоянии кажутся совершенно непонятными.

Остальное додумайте сами; но, не правда ли, все это смахивает на некоторые рассказы о «Страже Порога»?

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.
Братски,
666


  1. «Припоминание» или, в буквальном переводе, «пересборка», «собирание заново».↩︎

  2. Перефразированное выражение из Дан. 9:27.↩︎

  3. Цитата из драмы А. Кроули «Мировая трагедия».↩︎



Ссылки