ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. HИЯМА.
Предметом моей третьей лекции будет нияма. Нияма? Гм.
Сейчас вы самым наглядным образом убедитесь, насколько безнадежны все, и даже самые благородные попытки перевода этих зловредных санскритских слов. Ближе всего по смыслу к нияме — помоги нам Боже — стоит «добродетель»! Речь идет о добродетели в исконном этимологическом значении этого слова — добродетели как мужества, то есть качества, по сути, божественного. Но поскольку термин «яма» мы перевели как контроль, эти два слова оказываются друг с другом вовсе не в таких отношениях, как в оригинале, на санскрите; ибо приставка «ни» подразумевает переворачивание смысла с ног на голову и выворачивание наизнанку — как вы сказали бы, hysteron proteron, — но в то же время придает ему оттенок трансцендентальной возвышенности. Я не в силах даже попытаться подобрать подходящее определение, хотя сам прекрасно понимаю, что имели в виду индусы; если достаточно надолго погрузиться в восточную мысль, обретаешь духовное понимание, которое невозможно выразить в словах, применимым к объектам понимания интеллектуального. Поэтому лучшее, что мы можем предпринять, — это оставить слова в покое и сосредоточиться на практических шагах, необходимых для достижения успеха в этих предварительных упражнениях.
2. От внимательного слушателя вряд ли укрылось, что в предыдущих лекциях я старался рассуждать как можно больше, но при этом давать как можно меньше информации. Пусть вас это не смущает — это я так готовлюсь занять министерское кресло. И тем не менее, из тумана, клубящегося в моем мозгу, робко всплывает идея о том, что яма — в самом широком смысле этого слова — по своему воздействию в основном негативна. Практикуя яму, мы налагаем ограничения на естественный поток энергии, точно так же, как турбина ограничивает поток воды, чтобы поставить под контроль и направить в полезное русло природную силу течения.
3. Прежде чем мы расстанемся с предметом ямы, перечислим некоторые практические выводы, вытекающие из нашей предпосылки о недопустимости всего, что может ослабить или разрушить красоту и гармонию сознания. Общественная деятельность любого рода полностью исключает сколько-нибудь серьезные занятия йогой; домашняя жизнь совершенно несовместима даже с самыми элементарными практиками. Несомненно, многие из вас скажут: «Для него это, может быть, и так; но пусть говорит за себя; а лично у меня дома и на работе все давным-давно отлажено и вертится гладко, как на подшипниках». Ну что ж... спорить я с вами не собираюсь, но и согласия от меня не ждите.
4. Пока вы не приступили непосредственно к практике йоги, вы даже представить не можете, какие простейшие вещи могут превратиться в серьезные помехи. Большинство из вас думают, что в состоянии сидеть совершенно неподвижно, — могут же модели художников держать позу минут по тридцать пять! Так вот, ничего подобного! Вовсе они не могут. Обычно вы не слышите тиканья часов; вы можете даже не замечать, что в вашей комнате прямо сейчас печатают на машинке; да вы можете сладко проспать даже воздушную тревогу. Но к йоге все это не имеет ни малейшего отношения. Приступив к практикам (при условии, что вы делаете их правильно), вы в скором времени обнаружите, что слышите звуки, которых никогда в жизни не слышали. Вы обретете сверхчувствительность. А поскольку огонь по вам будут вести сразу пять внутренних батарей, об отдыхе можете забыть. Легчайшее движение воздуха станет вызывать у вас ощущения не меньшей силы, чем удар кулаком в лицо.
5. До некоторой степени все вы уже знакомы с этим явлением. Скорее всего, вам уже случалось так или иначе оказаться на улице посреди того, что, как это ни смешно, называют «безмолвием ночи». Вы различали в нем бесчисленные мельчайшие движения света и едва слышные звуки. Но они ласкали и успокаивали вас; вам и в голову не приходило, что каждое из них может ощущаться как удар молотком по голове. А именно это и начнет происходить с вами уже в самые первые месяцы йогической практики. Так что лучше подготовиться к этому заранее и полностью очистить свою жизнь от сколько-нибудь серьезных проблем и возмущений. Практическая проблематика ямы сводится, таким образом, к вопросу: «Как обеспечить себе необходимые условия для работы?» И лишь после того, как вы создадите для себя наиболее благоприятную с теоретической точки зрения среду, вы сможете разбираться с каждой новой проблемой по мере ее поступления и наилучшим возможным способом.
6. А вот теперь мы с чистой совестью можем перейти к вопросу о том, что такое нияма, или добродетель. Качества, составляющие нияму, для большинства людей остаются совершенно непостижимыми. Это положительные силы, но они остаются латентными; их развитие не измеримо в категориях количества и эффективности. Поднимаясь от грубого ко все более тонкому, от низменного к возвышенному, мы вступаем в новые (и, на первый взгляд, не поддающиеся измерению) области. Практически невозможно объяснить, что именно я под этим подразумеваю; если бы я мог, вы бы уже давно всё поняли. Как можно описать человеку, никогда в жизни не стоявшему на коньках, наслаждение от исполнения сложной фигуры на льду? У него есть весь необходимый для этого инструментарий; но один лишь опыт и только он может помочь ему понять, как этот инструментарий используется и что получается в результате.
7. В то же время, говоря о йоге в целом, будет небесполезно осветить хотя бы в общих чертах те функции, на коих зиждутся горные пики, пронзающие облака нашего ограниченного интеллектуального понимания.
В свое время я пришел к выводу, что очень полезно применять ко всем разновидностям мышления нечто вроде абака. Это схематическое представление вселенной, которое дают нам астрология и Древо Жизни и которое приобретает особую ценность, когда мы расширяем и приумножаем его смыслы при помощи священной каббалы. Но рассматривать все бесчисленные тонкости, выявляющиеся при изучении Древа Жизни, в контексте нашего исследования нет нужды. Нам нужна четкая и понятная диаграмма для совершенно элементарных целей, поэтому мы возьмем за основу Солнечную систему в том виде, в каком представляют ее астрологи.
Я не знаю, известно ли среднему слушателю, что значения и свойства планет базируются в основном на философских описаниях качеств греческих и римских божеств. Но будем надеяться на лучшее и продолжим!
8. Планета Сатурн, представляющая анатомию в целом, — это скелет; это жесткая структура, на которой строится весь остальной организм. Каким моральным качествам она соответствует? Первейшие добродетели кости — жесткость и сопротивляемость давлению. Также и в нияме нашей внутренней структуре необходимы свойства абсолютной простоты: нечувствительность, выносливость и терпение. Тому, кто никогда не практиковал йогу, совершенно невдомек, что такое настоящая скука. Мне знакомы йоги, люди даже большей святости, чем я (о, нет! нет!), которые, чтобы спастись от невыносимой тоски, внезапно срывались с места и мчались на какую-нибудь вечеринку с выпивкой. Но самое мучительное — это чисто физиологическая скука. Напряжение доводит до судорог; все становится совершенно неважным, кроме одного: любым способом спастись от этого ужасного самопринуждения.
Но в каждой напасти содержится и лекарство от нее же. Еще одно качество Сатурна — меланхолия; Сатурн символизирует мировую скорбь; и не что иное, как Транс Скорби побуждает человека устремиться к освобождению. Это стимулирующая сила Закона; это непреложность того факта, что все сущее есть страдание, — и именно она ведет человека к цели и помогает не свернуть с Пути.
9. Следующая планета — Юпитер. Она во многих отношениях противоположна Сатурну; она представляет расширение в той же мере, в какой Сатурн — сжатие; это мировая любовь, любовь самозабвенная и такая, объектом которой может быть только лишь вся вселенная. Когда влияние Сатурна начинает иссякать, Юпитер вливает в нас новые силы: теперь мы стремимся к успеху не для себя, но для всех. Можно принять собственный провал или неудачу, но оказаться недостойным перед лицом всего мира немыслимо. Юпитер олицетворяет витальный, творческий, благожелательный элемент мироздания. Его виночерпии — Ганимед и Геба. Радость Великой Работы невероятна, непостижима; и именно транс этой радости (и даже просто мысленное его предвкушение) убеждает йога, что все его муки, все его труды не напрасны.
Юпитер переваривает опыт; Юпитер — Повелитель Сил Жизни; Юпитер берет обычную материю и трансмутирует ее в небесную амброзию.
10. Следующая планета — Марс. Марс символизирует мышечную систему; это низшая форма энергии, и в нияме ее следует воспринимать достаточно буквально — как качество, позволяющее человеку справиться с физическими трудностями Работы и победить их. Но вот что здесь важно на практике: «Чуть больше — и уже невыносимо! Чуть меньше — в бездну рушатся миры!». Сколь бы долго вы ни поддерживали температуру воды на 99 градусах Цельсия при нормальном атмосферном давлении, она все равно не закипит. За все эти намеки — дескать, у меня есть кое-что такое, чего еще нет у вас, — меня могут обвинить в рекламе какой-нибудь новой марки бензина, но, я вас уверяю, мне за это не платят!
Давайте возьмем для примера пранаяму — предмет, о котором я надеюсь еще рассказать вам на одном из наших последующих бдений. Предположим, вы управляете дыханием так, чтобы полный цикл — вдох, задержка дыхания и выдох — занимал в точности одну минуту. Большинству людей эта практика дает отличные результаты, но для вашего личного прогресса ее может оказаться недостаточно. До тех пор, пока вы не посвятите ей достаточно времени, никто не сможет сказать вам, сработает она для вас или нет (и, более того, никто не скажет вам, сколько именно должно продолжаться это «достаточно»). Может статься, что эффект проявится незамедлительно, как только вы увеличите время с шестидесяти секунд до шестидесяти четырех. Но, как ни утешительно это звучит, если уже на шестидесяти вы едва не порвали себе легкие, этой малой толики энергии вам может как раз не хватить для достижения результата. И это всего лишь один из примеров того, какие трудности возникают при освоении каждой практики.
Кроме того, Марс — это пылающая энергия страсти, мужская сила в самом грубом смысле слова; это безумство храбрости; и могу вам сказать, что — по крайней мере, в моем частном случае, — одним из препятствий, с которыми мне чаще всего приходилось сражаться, был страх, что я схожу с ума. Особенно он усиливался, когда начинали происходить такие явления, отчеты о которых, записанные уже в твердом уме, действительновыглядели как дневник безумца. Нияма Марса — это та беспощадная ярость, в которой боец, умирая от ран, насмехается над шрамами, которые останутся у противника:
...И Колонсей, свирепый лорд,
Поверг его во прах,
И хохотал пред смертью он,
Что умирает, отомщен.
11. Следующее небесное тело — Солнце, центр всей системы, ее сердце; Солнце все гармонизирует, все наполняет энергией, все упорядочивает. Оно — средоточие отваги и силы, порождающих все меньшие формы движения, и именно по этой причине само по себе оно неподвижно. Остальные — планеты; оно — звезда. Планеты происходят от него; вокруг него они движутся, к нему притягиваются. Централизация способностей, управление ими и наделение их мотивацией — все это нияма Солнца. Солнце — не только сердце, но и мозг всей системы; но не «мыслящий» мозг, а такой, в котором мысль разрешается в красоту и гармонию упорядоченного движения.
12. Следующая планета — Венера. Под ее влиянием мы впервые сталкиваемся с той частью нашей природы, которая оставалась в тени до тех пор, пока мы рассматривали более активные качества. Венера подобна Юпитеру, но действует на более низком уровне, соотносясь с ним примерно так же, как Марс — с Сатурном. По природе своей она родственна Солнцу и может быть определена как экстернализация присущей ему энергии красоты и гармонии. Венера — это Исида, Великая Мать; Венера — это сама природа; Венера — это сумма всех возможностей.
Нияма Венеры — одна из самых важных и одна из самых трудных для достижения. Я упомянул сумму всех возможностей, а теперь попрошу вернуться к данному ранее определению самой Великой Работы, цели всех устремлений йога — сочетать браком всё, чем он является, со всем, чем он не является, и в конечном счете, когда брак этот будет осуществлен, постичь, что первое и второе полностью тождественны друг другу. Поэтому выбирать направление работы по своему вкусу в йоге не приходится. Об этом сказано в «Книге Закона», глава I, стих 22: «Не проводите в среде своей различий между одним и другим, ибо из этого проистекает вред». Венера символизирует экстатическое приятие всего возможного опыта и трансцендентное слияние всех частных опытов в один единый.
Ах да, между прочим, не стоит забывать вот о чем. В более обыденном смысле Венера символизирует такт. Многие из проблем, с которыми приходится сталкиваться йогу, не поддаются прямому интеллектуальному разрешению. К ним нужно подходить деликатно.
13. Наша следующая планета — Меркурий, и соответствующая ему нияма столь же разнообразна и многогранна, как и его собственные качества. Меркурий — это Слово, Логос в его высшем смысле; он — прямой посредник между противоположностями; он — электричество, сам поток жизни, процесс йоги как он есть, его средства и его конечная цель. При этом сам по себе он безразличен ко всему, как электрический ток безразличен к смыслу сообщений, передаваемых с его помощью. Нияму, соответствующую Меркурию в его высших формах, можно без труда вывести из того, о чем я уже сказал, но в йогических техниках эта планета символизирует отточенность метода, бесконечно гибкого и приложимого к любым проблемам — исключительно в силу своей полной индифферентности. Это принцип искусности и мастерства, помогающих нам в затруднениях; это механическая система, язык символов, помогающий донести понимание происходящего до человеческого разума йога. Здесь необходимо заметить, что как раз по причине этого полного безразличия к чему бы то ни было (а это — как вы поймете, когда продвинетесь достаточно далеко, — всего лишь первая ступень мудрости) полагаться на Меркурий совершенно невозможно. Одна из самых невообразимо ужасных опасностей Пути в том и состоит, что приходится доверяться Меркурию, а всех доверившихся ему он неизбежно обманывает. Объяснить это я могу (насколько это вообще поддается объяснению) лишь тем, что всякая истина относительна, а, следовательно, ложна. В каком-то смысле Меркурий — наш злейший враг; ведь Меркурий — это разум, а именно его мы и вознамерились победить.
14. Последняя из семи священных планет — Луна. Луна символизирует всю целостность нашей женской составляющей, великий пассивный принцип, который необходимо отличать от пассивности Венеры, ибо Луна соотносится с Солнцем примерно так же, как Венера — с Марсом. Луне присуща более рафинированная пассивность, чем Венере; и хотя Венера носит универсальный характер, Луна тоже универсальна, но по-другому. Луна — это одновременно и наивысшее и низшее из низшего; она — устремление; она — связующая нить между человеком и Богом; она — высшая чистота; Исида-Дева, Исида как Девственная Мать; но на другом конце спектра она же — символ чисто физических чувств, простой инструмент фиксации явлений окружающего мира, не способный ни к различению, ни к выбору. Нияма ее влияния — это, прежде всего, качество устремления, абсолютной чистоты, отвергающей возможность единения с чем бы то ни было, кроме Всего Сущего. В греческой мифологии Артемида, Богиня Луны, девственна; она уступила только Пану. В этом содержится один из уроков йоги: по мере продвижения по Пути соискатель обретает магические силы (сиддхи, как называют их наставники); но если он примет хотя бы малейшую — или величайшую — из них, ему конец.
15. На другом конце спектра ниямы Луны — то самое фантастическое переразвитие чувствительности, которое так досаждает йогам. Оно — помощь и стимул; оно же — невыносимая помеха; и оно же — главнейшее препятствие на пути любого человеческого существа, за много веков эволюции натасканного отождествлять все свое сознание с одними только физическими чувствами. И они-то и жалят нас сильнее всего, так как вмешиваются непосредственно в технику нашей работы. Мы, вопреки себе, постоянно обретаем новые возможности, и каждый раз, как это случается, нам приходится изобретать новые способы сведения их негативных проявлений к нулю. Но и здесь лекарство обладает той же природой, что и болезнь:преодолеть все эти трудности помогает неколебимая чистота устремления к цели. Луна — последняя надежда нашей работы. Именно Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем дает нам силу побеждать, всегда и во всех обстоятельствах, в соответствии с требованиями момента.
16. Есть и еще две планеты, не входящие в число священных семи. Не скажу, что древние знали их и намеренно скрыли, хотя многие источники намекают именно на это. Речь идет о Гершеле, или Уране, и Нептуне. Знали о них древние или нет, но они оставили в своей системе лакуны, которые идеально заполняются этими двумя планетами и недавно открытым Плутоном. Эти три планеты встраиваются в астрологическую систему с такой же точностью, с какой новые химические элементы, открытые за последние пятьдесят лет, заполняют пробелы в таблице периодических элементов Менделеева.
17. Гершель символизирует высшую форму Истинной Воли, и потому тот факт, что он не входит в число семи священных планет, представляется правильным и естественным — ибо Истинная воля превосходит все эти сферы. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда». Гершель определяет орбиту звезды, вашей звезды. Но Гершель — это динамика; Гершель — это взрыв; Гершель, с астрологической точки зрения, не движется по орбите — у него свой собственный путь. Поэтому нияма, соответствующая этой планете, состоит прежде всего и исключительно в открытии своей Истинной Воли. Это знание тайно и совершенно священно; каждый из вас должен принять и усвоить влияние и качества Гершеля. Это самая главная задача йога, ибо пока он не выполнит ее, он не узнает, кто он такой и куда идет.
18. Влияние Нептуна — еще более отдаленное и разреженное. Здесь перед нами предстает нияма бесконечной тонкости, духовной интуиции, невероятно далекой от любых человеческих качеств. Это вся полнота фантазии, в мире которой обитают бесконечные наслаждения и бесконечные же злосчастья. Истинная нияма Нептуна — сила воображения, отражение природы безграничного света.
Есть у него и иная функция. Йоги, которые поймут влияние Нептуна и настроятся на него, обретут чувство юмора, которое станет лучшим их защитником. Нептун, так сказать, всегда находится на передовой; ему приходится приспосабливаться ко всем трудностям и превратностям; и когда новичок спрашивает: «Откуда все взялось?», именно ему приходится без улыбки ответствовать: «Ну, согласно общей анатомии…».
19. Плутон — страж самых дальних рубежей; мудрее всего было бы не говорить о нем вовсе… После такой загадочной, темной и зловещей рекомендации, самые смелые непременно спросят: «Почему это было бы мудро не говорить о Плутоне?» Ответ будет глубок: потому, что о нем ничего не известно. В любом случае, это не так уж важно; для одного вечера ниямы у нас уже более чем достаточно и без Плутона!
20. Давайте подытожим вкратце, что мы узнали о яме и нияме. Это в каком-то смысле моральные и логические подготовительные мероприятия к практикам йоги как таковой. Это стратегические — в противоположность тактическим — меры, которые необходимо принять соискателю, прежде чем он перейдет к чему-то посерьезнее элементарных упражнений, образно выражаясь, для тренировки пальцев,— то есть обычной для новичка отработки правильных поз, дыхательных техник и концентрации внимания, к которым, по мнению людей недалеких, и сводится вся эта великая наука и искусство.
Мы уже поняли, что пытаться установить какие-то определенные правила, по которым должен работать йог, было бы чересчур самоуверенно и непрактично. Нас больше волнует, как устроить все так, чтобы мы были вольны делать все, что окажется нужным и целесообразным, открывая пути для развития тех самых сверхъестественных сил, которые и позволяют нам претворять в жизнь наши планы по мере их формирования в изменчивом калейдоскопе обстоятельств.
Если кто-нибудь обратится ко мне за примерным планом занятий, я скажу: ну, если вам позарез нужно оставаться в Англии, то на удачу можно рассчитывать только в достаточно уединенном домике, подальше от дорог, и при наличии слуги, умеющего справляться со всякими неотложными обстоятельствами, которые не замедлят возникнуть. Если вы очень дисциплинированы, то в крайнем случае кое-как сойдет и номер в «Клэридже» из нескольких комнат.
Но имейте в виду, что, весьма вероятно, вам придется столкнуться с незримыми силами. Стоит сделать первый шаг, как начинают происходить самые невозможные вещи. Я бы не советовал вам приступать к серьезной йоге, не перебравшись в такую страну, где климат достаточно предсказуем, а воздух не загрязнен смрадом цивилизации. И, самое главное, — если только вы не исключительно богаты, — это должна быть такая страна, обитатели которой понимают образ жизни йога, сочувствуют его практикам и с уважением относятся к соискателю, ненавязчиво помогая ему и защищая его. В таких условиях соблюдение ямы и ниямы не обернется для вас непосильной нагрузкой.
За всеми этими практическими соображениями стоит нечто такое, о чем трудно говорить без тех самых мистических предпосылок, которых мы с самого начала решили избегать. Все, что я могу тут сказать: извините, но вы сами неизбежно столкнетесь с этим фактом, как только приступите к практикам; кроме того, не вижу причин забивать себе голову мистическими предпосылками, стоящими за упомянутым фактом, поскольку не понимаю, чем они лучше других не менее таинственных и глубоких явлений, к каким относится любой объект любого из наших чувств. А факт, собственно, заключается в следующем: вы начинаете чувствовать (причем довольно иррационально), подходит или нет данное место или данный метод для поставленных целей. Чувство это окрашено такой же степенью уверенности, что и у фехтовальщика, впервые берущего непроверенное оружие: оно либо ложится в руку, либо нет. Объяснить это ощущение невозможно — как и оспорить.
21. Я уделил яме и нияме так много внимания, потому что важность этих ветвей йоги сильно недооценивают, а суть понимают совершенно неправильно. Это, со всей определенностью, магические практики с легким мистическим привкусом. Для нас с вами преимущество их заключается в том, что мы можем с немалой пользой упражняться и продвигаться в этих направлениях прямо здесь, в нашей стране, где следовать основным техникам йоги с практической точки зрения невозможно. Между прочим, ваша родная страна — или, скажем так, условия и обстоятельства, в которых вам довелось родиться, — это единственное место, где можно практиковать яму и нияму. Карму не обманешь. Вы должны заслужить право посвятить себя йоге, сделав так, чтобы она оказалась необходимой ступенью на пути к исполнению вашей Истинной Воли. В индуизме человеку не дозволяется стать саньясином — отшельником, — пока он не исполнит долг перед своим окружением, то есть не воздаст кесарю кесарево, а богу богово.
Горе тем семимесячным недоноскам, которые пытаются исправить ошибку рождения и, насмехаясь над зовом долга, сбегают в Китай, чтобы там пялиться на голую стену. Яма и нияма тем более важны, что их никак не переведешь на язык школьного расписания. Никакие школярские уловки не спасут соискателя от исполнения взрослого долга.
Твори свою Волю, таков да будет весь Закон.
И возрадуйтесь, о настоящие люди, тому, что это — так!
Ибо обретенные таким образом результаты не только помогут соискателю в его нынешних битвах, но и познакомят его с целыми классами доселе не изведанных явлений, воздействие которых подготовит его рассудок к невероятному потрясению полного его ниспровержения, каковое есть первый важнейший итог йогической практики.
Перевод © Алексей Осипов, 2009